Борис Ложкин: «Нам пришлось потратить много времени, просто затыкая дыры»
Леонид Бершидский из Bloomberg View, который в 2011 году променял культовый портал Slon.ru на украинский «Фокус» и «Forbes.UA», проводит параллели между Ложкиным-медиамагнатом и руководителем Администрации Президента.
Слияние власти и бизнеса привело Украину на грань коллапса государственной системы. Сегодня мультимиллионер, который заработал свой капитал благодаря умению сосуществовать с предыдущим руководством страны, возможно, поможет исправить ситуацию. Его зовут Борис Ложкин, и он – глава Администрации Президента Петра Порошенко.
Признаюсь честно: Я работал на Ложкина в 2011-2012 годах в качестве редактора и консультанта. Его медиа-холдинг, UMH, был крупнейшим игроком на украинском медиа-рынке – динамично развивающейся медиа-империей, состоявшей в партнерских отношениях с основными прокремлевскими СМИ, а также с международными брендами, такими как Forbes и Vogue. В его состав входили также и украинские издания, такие как еженедельный журнал Корреспондент, часть акций которого принадлежала кондитерскому магнату Петру Порошенко. Я постоянно напрямую общался с Ложкиным по поводу проектов, важных для его компании, но мы не были близкими друзьями, и наши отношения оставались сугубо профессиональными. В последний раз, доэтого интервью, я видел его два года назад.
Бизнес Ложкина был бы невозможен без политических связей. Однако он никогда не пытался использовать эти связи для создания сенсаций – он демонстрировал сдержанность, не характерную для владельцев средств массовой информации в Украине в то время. Тем не менее, он не святой: он проявил талант к выживанию в условиях, когда олигархи и политики, подконтрольные им, грабили страну. Сейчас он применяет те же навыки выживания при других обстоятельствах.
Летом 2013 года, когда президент Виктор Янукович был при власти, и его приближенные могли захватить любой понравившийся им бизнес, Ложкин продал UMH Сергею Курченко, у которого были тесные связи с семьей Януковича. Несмотря на то, что, возможно, у Ложкина не было выбора, (хотя, он это и отрицает), многие редакторы и журналисты расценили этот шаг как предательство и покинули компанию. Ложкин получил от этой сделки более $150 млн. Он отправился путешествовать, учиться и искал возможности для инвестиций.
После того, как Янукович был свергнут «Революцией Достоинства», Ложкин получил неожиданное известие во время путешествия с друзьями по Израилю: его старый партнер по бизнесу, Порошенко, только что избранный Президентом, предложил ему работу Главы Администрации. Ложкин принял предложение почти сразу. Он был вдохновлён революцией, и в то же время не был занят никакой другой деятельностью.
Он говорит, что не осознавал в полной мере, насколько плохо обстояли дела в Украине. «Сейчас, оглядываясь назад, – говорит Ложкин, – я иногда удивляюсь, как мы выстояли. Мы подверглись агрессии на Востоке, у нас почти не было ни армии, ни реальной власти».
Кабинет Ложкина размером с теннисный корт, обставленный в советском стиле, он осовременил, разместив там произведения современного украинского искусства. Этот кабинет отражает его основное на данный момент достижение – реформу государственной службы. С помощью профессиональных HR-ов он способствовал трудоустройству в украинском правительстве иностранных граждан – министра экономики Айвараса Абромавичуса, министра финансов Наталью Яресько и около десятка других высших чиновников.
«Это была моя идея – заразить правительство другой формой жизни, – говорит Ложкин. – У тех, кто сможет изменить систему, должен быть другой менталитет».
Один из основных вопросов: как обеспечить таким профессионалам достойную зарплату. Ложкин надеется, что приватизация около 1350 государственных компаний будет способствовать, наполнению государственного бюджета, а также избавлению от коррумпированных чиновников, которые ими управляют. «Большинство этих предприятий не приносят прибыли», – говорит Ложкин. «Куда пойдут эти деньги?» Он считает, что с продажей госпредприятий может отпасть необходимость в министерстве экономики как таковом.
Массовая приватизация – нелегкая задача. Трудно продать предприятия по выгодным ценам в стране, в которой в этом году ожидается сокращение ВВП на 5 процентов. В феврале Украина получила около 11 млрд. гривен (около $470 млн.) от продажи лицензий на 3G связь. Это произошло здесь на десятилетие позже, чем в большинстве европейских стран. «Это доказывает, что даже сейчас есть спрос на хорошие активы», – говорит Ложкин. Правда, многие госпредприятия – это очень плохие активы.
В то же время, Ложкин рассчитывает на помощь инвесторов и неправительственных организаций, который смогут профинансировать команды специалистов, помогающие разрабатывать государственную стратегию, законопроекты и выполняют много другой работы.
Личный пресс-секретарь Ложкина получает зарплату в частной компании, финансируемой за счёт международных грантов. Он признает конфликт интересов, существующий в системе, однако отмечает, что он носит временный характер. Показательно, что даже одиозный миллиардер Игорь Коломойский, губернатор Днепропетровской области, добровольно ушел в отставку и публично помирился с Президентом.
Слияние бизнеса Коломойского и государственной власти «было полностью оправдано весной 2014 года, – говорит Ложкин. – Но весной 2015-го общественное мнение и западные инвесторы требовали другого, и он это почувствовал».
Как насчет конфликтов интересов Порошенко? Его кондитерская компания Roshen, которую он обещал продать после вступления в должность, открыла десятки новых магазинов в Киеве уже после того, как он стал Президентом. «Что ж, это означает, что он продаст ее дороже, – сказал Ложкин. – Он определенно не хочет быть крупным бизнесменом. Он большой политик, глава государства, это его миссия, а все остальное отходит на второй план».
Ложкин очень острожен в инвестировании в Украину. Большинство средств от продажи UMH, которые не указаны в его декларации о доходах, находятся в оффшорном фонде, к которому, по словам Ложкина, он не имеет отношения. «Если бы я не был главой Администрации, я бы, безусловно, инвестировал в Украину, – говорит он. – Сейчас наблюдается существенное снижение ВВП, в то время как мировые тенденции противоположны. Это означает, что вскоре последует значительный подъём».
Ложкин видит наилучшие перспективы в сельскохозяйственном секторе, который меньше всего пострадал от революции и войны, а также в инфраструктурных проектах – не в медиа. «Время для этого придет через полтора-два года, за исключением некоторых интернет-проектов, – говорит он. – Потребительский рынок на данный момент слишком слаб – к примеру, на данный момент в Украине телевидение как бизнес не является прибыльным».
Ложкин говорит, что останется на должности до тех пор, пока будет нужен Петру Порошенко. Он – один из немногих украинцев, с которыми я разговаривал, кто верит, что Президент будет избран на второй срок. Этот факт, а также прогнозируемый Ложкиным экономический подъем, требует стабильного мира в восточных регионах. Несмотря на постоянные жалобы от Порошенко и других украинских политиков касательно регулярного нарушения перемирия, Ложкин верит, что Минские договоренности могут быть эффективны.
«Мы действительно стремимся к децентрализации, не путайте с федерализацией», – говорит Ложкин. Он считает, что жители Востока действительно хотят больше экономической независимости от центра, а не неограниченной власти для лидеров сепаратистов, которые в настоящее время контролируют значительную часть территории Украины. «Если мы говорим о реальных интересах населения Донбасса, то мы можем их удовлетворить, – говорит он. – Что же касается политических амбиций определенных индивидуумов – я не уверен».
Как русскоговорящий выходец с Востока Украины, построивший бизнес в российской медиа-индустрии, Ложкин – хорошая кандидатура для ведения подобных переговоров. Хотя он и преуменьшает значение своих московских связей, за последние месяцы он уже несколько раз был замечен в российской столице.
«Я думаю, этот год будет решающим, – говорит он. – До конца года мы должны провести реформы таким образом, чтобы люди почувствовали изменения. Хотя, возможно их доходы и не вырастут в ближайшее время. Это произойдет в 2016-17 годах».
Ложкин явно недоволен темпами реформ и своими достижениями на данный момент. Конфликт на Востоке ещё не закончен. Украина по-прежнему едва управляема, коррумпирована и отягощена долгами. «Мы должны реформировать страну, которую сознательно уничтожали в течение 23 лет, – говорит он. – Поэтому, к сожалению, нам пришлось потратить много времени, просто затыкая дыры«.
Рабочий день Ложкина обычно заканчивается около полуночи – часа ночи, иногда длится до раннего утра. Вести бизнес было легче: не приходилось иметь дело с анархией, царящей в Украине, и Конституцией, дающей много полномочий фрагментированному парламенту и коалиционному правительству в противовес Президенту. Для людей из бизнеса, привыкших иметь практически абсолютную власть, трудно привыкнуть к бюрократии государственного управления и необходимости искать компромиссы в политике.