В ГБР назвали основную причину авиакатастрофы АН-26 под Харьковом
Незаконное разрешение руководителем полетов аэродрома «Чугуев» на взлеты самолета конвейерным способом, стало основной причиной трагедии, в результате которой погибли 26 военнослужащих.
За период следствия следователи ГБР провели значительный объем следственных и процессуальных действий, среди которых было около 150 экспертиз: 27 судебно-медицинских, 71 генетико-молекулярных, 25 сравнительных молекулярно-генетических, 5 фоноскопических, 2 экспертизы видеозвукозаписи, 2 компьютерно-технические, 5 почерковедческих, а также - взрывотехническую, комиссионную военную, дополнительную комиссионную военную, судебную психологическую, химическую экспертизу нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, экономическую, инженерно-транспортную. О этом во время брифинга сообщил начальник следственного отдела Государственного бюро расследований Вадим Приймачок.
По его словам разрешение руководителем полетов на взлеты самолета конвейерным способом происходили в течение последних четырех полетов перед трагедией. Во время захода на последний взлет, когда была выявлена поломка системы ПРТ-24, которая свидетельствовала о некорректной работе левого двигателя, но в связи с тем, что происходил конвейер, указанная поломка не смогла быть экипажем выявлена своевременно. Экипаж взлетел с этой поломкой, но руководители полетов не предоставили практическую помощь экипажу в дальнейших действиях для безопасной посадки самолета.
Следствием было выявлено шесть причин, которые привели к трагедии:
- незаконное допущение к полетам в составе экипажа курсантов, которые не завершили соответствующую программу подготовки;
- незаконное предоставление руководителем полетов разрешений на посадку-взлет самолета Ан-26Ш «конвейерным» способом;
- не предоставление руководителем полетами практической помощи неподготовленному экипажу при отказе двигателя на самолете;
- выдача документов, которые позволяли упражнения, не предусмотренные руководством летной эксплуатации самолетов АН-26, которые не обеспечивали безопасность полетов;
- систематическая организация полетов с больше чем разрешено количеством курсантов на борту;
- незаконные разрешения на полеты в ночное время без необходимой квалификации командира экипажа.
По словам Приймачка, командир экипажа не возобновлял навыки таких полетов в течение более 11 месяцев, и не имел права в этот день выполнять полеты ночью.
В ГБР также отметили, что смешивание экипажей курсантов-летчиков и курсантов-штурманов, превышение их количества во время полетов, взлеты конвейером - все это происходило с целью экономии времени на полеты, а также экономии топлива, которого не хватало для обеспечения надлежащего выполнения программ подготовки летчиков и штурманов.
Досудебным расследованием установлены лиц, совершившие уголовные правонарушения, которые находятся в причинно-следственной связи с авиакатастрофой. К уголовной ответственности привлечены шесть человек: командующий Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины, начальник Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба, командир воинской части А4104, заместителя командира воинской части А4104, заместитель командира воинской части по летной подготовке, руководитель управления полетами 25 сентября 2020 на аэродроме «Чугуев».
В отношении всех применены предупредительные меры, один содержится под стражей.
Напомним, что трагедия произошла 25 сентября 2020 года. В марте этого года, бывшего командира воинской части, освободили из под стражи под домашний арест, а руководителя полетов Александра Жука оставили под стражей.