Давид Сакварелидзе: После реформ прокуратура станет зеркалом новой Украины

Давид Сакварелидзе работает на должности заместителя генпрокурора Украины чуть больше месяца. На бывшего зама главного прокурора Грузии вместе с командой грузинских советников возложена задача по реформированию ведомства. Судя по откровенному разговору, Давид прекрасно осознает сложность вызовов, с которыми придется столкнуться. Но при этом искренне убежден, что самая «кастовая» и закрытая госструктура в Украине обязательно пройдет путь необходимых изменений и обретет новое лицо.


О стратегии «грузинских» реформ в украинской прокуратуре, о том, кого видит своими союзниками, и с кем намерен решительно бороться на новом посту, Сакварелидзе рассказал в интервью журналисту «Восточного».

В Украине на многих важных постах в государстве уже работает много иностранцев. Чувствуете ли вы какое-то особое давление в связи с высокими ожиданиями украинского общества от «варягов», призванных провести реформы?

Я изначально понимал, что назначение на этот пост меня, иностранца, для многих станет серьезным раздражителем. Одни говорят: страна большая, своих разве не нашлось, что грузин на должности назначили? Другие говорят: если у них получится хотя бы 10 процентов от того, что запланировано, давайте лучше поддержим, а не будем отталкивать.

Лично у меня на этой должности нет ни политических, ни финансовых амбиций. Зато есть здоровая амбиция повторить то, что уже сделали у нас, в Грузии. Кроме того, я хочу доказать, что украинцы – не коррумпированный народ. Коррупция – это не ментальная проблема, которая передается по наследству. Основная причина в том, что существует коррумпированная система, которую нужно менять. Я здесь для того, чтобы найти и создать инструменты, с помощью которых украинцам, как нации и как государству, удастся самореализоваться. Сейчас я занимаюсь реформой прокуратуры, которая, по моему искреннему убеждению, должна стать зеркалом новой Украины, ее репутационным активом.

Кто является вашим союзником в этих начинаниях?  Насколько серьезный  уровень противодействия предлагаемым вами реформам внутри ведомства?

Могу сказать с уверенностью, что чувствую политическую поддержку со стороны Президента. Много раз с ним встречался, проводил презентацию нашего виденья реформ. По сути, это он меня уговорил идти на прокурорскую должность, чтобы серьезно заняться изменениями в работе ведомства. Потому что, честно говоря, он не понимает, почему при наличии политической воли система по-прежнему не работает эффективно и честно.

К сожалению, прокуратура даже через год после Майдана продолжает жить в своем параллельном мире, в котором ничего не изменилось. Закон о люстрации кого-то задел, кого-то не задел, кто-то боится, а кто-то нет. Но закон о люстрации – это политическое решение, а не конкретный менеджерский подход, чтобы поменять систему.

Фото: LB.ua

Для себя я уже определил, что в системе прокуратуры людей условно можно поделить на две категории. Одни живут на зарплату, государство их должным образом не обеспечивает, но они все равно продолжают работать. Они не присутствуют в больших схемах, не «крышуют» крупный бизнес, не берут взятки. Но есть и другие, для которых прокуратура это бизнес, лоббирование своего интереса и возможность политического влияния. Для меня основными партнерами в реформах, безусловно, станут первые. За 3-4 года нужно поменять примерно 70% всего состава прокуратуры. Соответственно, сейчас в прокуратуре есть около 30 процентов людей, которых можно нормально включить в процесс и они примут новые правила. Если мы качественно запустим процесс самоочищения, прокуратура вскоре обретет новое лицо.

Какие конкретно реформы запланированы вашей командой?

Сейчас мы сконцентрированы на трех основных направлениях. Во-первых, HR и реструктуризация самой системы прокуратур. Во-вторых, создание системы эффективного контроля, в данном случае это будет Генеральная инспекция, которая будет расследовать дела против самих же прокуроров.  У меня нет иллюзий по поводу того, что действующие работники сейчас будут выполнять эту работу ответственно и качественно. С ними нужно очень хорошо поработать, а также набирать новых. И только тогда будут конкретные результаты. В третьих, будет создан департамент реформ, занимающийся подготовкой законодательных изменений. Кроме того, одной из важнейших функций этого департамента будет quality assurance – обеспечению качества. Сейчас же работа в этом направлении ведется по советским понятиям, существует отдельный департамент, который занимается проверкой и разработкой показателей отдельных районных и областных прокуратур. Но эти показатели сводится просто к цифрам. Они, например, кому-то звонят в регионы, чтобы там «не расслаблялись», и говорят – почему у тебя такой маленький процент раскрываемости? Но ведь это вообще не забота прокурора! Он не отвечает за раскрываемость, а только за следствие и качество раскрытия преступления.

Вы уже заявляли о планах проведения «низовой» реформы в системе прокуратуры. В чем она заключается?

Хочу подчеркнуть, что это будет не грузинская, а украинская реформа прокуратуры, которая учитывает грузинский опыт и ошибки. Сейчас мы начинаем реформу с районных прокуратур. На сегодняшний день в Украине их существует 638. Согласно новому закону о прокуратуре, вместо районных и межрайонных прокуратур будет создано 178 местных прокуратур. Таким образом, останутся только областные и местные, мы получаем всего два звена.

На сегодняшний день в системе прокуратуры работают 18, 5 тысяч работников. Новый закон устанавливает максимум в 15 тыс. сотрудников прокуратуры, и еще до моего вступления на должность в ведомстве старались подстроиться под новую реальность. Заявили, что нужно до 5 апреля сократить количество работников до требуемого числа. Но я обратил внимание на то, какими методами эта оптимизация происходит. Выяснилось, что проходит она по КЗоТу 1962 года, а главное – у нее нет четких критериев, все отдано на откуп руководителей районных и областных прокуратур, которые сами решают, кого уволить, а кого оставить. Причем во многих случаях они предпочитают увольнять молодых сотрудников, у которых стаж работы меньше. Я уже остановил этот процесс и предлагаю новую систему.

Чтобы все было справедливо, на работу в местные прокуратуры попадут только те сотрудники районных прокуратур, которые наберут самое большое количество очков и баллов на двухэтапном тестировании. Первый этап – это конкурс профессиональных тестов, который будут сдавать все районные сотрудники, второй – тест общих знаний и навыков. Это позволит не только избежать кривотолков по поводу того, как происходит отбор сотрудников в реформированную прокуратуру, но и даст возможность реально оценить уровень и качество кадров. Если кто-нибудь готов предложить более справедливый механизм, пожалуйста. Но сомневаюсь, что такой есть.

Какие будут критерии отбора?

Во-первых, эти тесты будут публичными. Профессиональные тесты включают около 5000 вопросов, а на самом экзамене их будет около ста. Все будут иметь возможность в равноправном режиме ознакомиться с этими тестами, подготовиться к сдаче, чтобы не было потом претензий, что кому-то слили информацию, продали тесты, привилегировали и т.д.

Но самое революционное то, что  руководители 178 местных прокуратур также будут набираться только через открытый конкурс. То есть такую возможность будут иметь не только действующие работники прокуратур, но и все желающие при условии наличия базового юридического образования и определенного юридического стажа. Мы набираем абсолютно новые кадры, и эта новая кровь станет основой для дальнейших реформ украинской прокуратуры.

Суть этой идеи как раз в том, чтобы была возможность набрать людей, которые ранее ничего общего с прокуратурой не имели. Почему бы, например, юристу из частной юридической или страховой компании, неправительственной организации или любого предприятия, который обладает хорошими менеджерскими способностями, не попробовать свои силы?

В этом случае будет другой, четырехэтапный конкурс. Сначала профессиональный тест, потом тест по общим знаниям, третий – психометрическая анкета и уже на четвертом этапе - собеседование. Отбором будет заниматься комиссия из 7-8 человек, укомплектованная нашими представителями, представителями международных и неправительственных организаций, общественными активистами, профессионалами  HR, психологом и т. д. В результате будут генерироваться конкретные баллы, соискатели пройдут проверку, и только после этого комиссия примет решение по каждой конкретной кандидатуре.

Помимо реорганизации и открытого набора на должности в прокуратуру, какие изменения вы намерены продвигать относительно качества работы ведомства?

Прежде всего, мы планируем ввести систему гайд-лайнов.  Это американская и британская система, где расписано, как надо расследовать конкретное преступление: что надо принимать во внимание при принятии решений, какую меру пресечения нужно применять, как надо проверять финансовое состояние обвиняемого, какой залог требовать в суде и т.д. Существующий криминальный кодекс дает определенную дискрецию. Гайд-лайнами мы ее сужаем.  Например, мера наказания от 5 до 8 лет, но нужно четко знать, в каких случаях ты требуешь 5 лет, в каких 6 или 7. Прокурор может отойти от этого гайд-лайна, но он должен доказать и обосновывать, почему идет по такому пути.

Например, произошла автоавария, где есть погибший. Мы напишем в гайд-лайнах: если водитель был пьяным, ты его задерживаешь в любом случае. Если он был в трезвом состоянии, ты его не задерживаешь, а ждешь экспертизу, при условии, что не было ярого нарушения. Если потом человек договаривается с потерпевшей стороной, он не убежал, оплачивает компенсацию, признается, не скрылся с места происшествия, то для него можно применить и условный срок.

Когда правила четко расписаны, прокурор точно знает, что в этой ситуации должен действовать именно так, не надо звонить наверх и спрашивать, что делать.

Ведь проблема в том, что сейчас прокуроры не умеют расставлять приоритеты: какие дела приоритетные, а какие дела нужно закрывать процессуальным соглашением и не таскать их по всем инстанциям. Например, человек украл велосипед, мы его задержали, он признался, что украл и готов идти на процессуальное соглашение. Мы ему говорим, если ты признаешься, для тебя будет или штраф или условный срок, если не признаешься, то у тебя будет три года тюремного заключения. Это все должно быть расписано максимально лаконично. Этим как раз и будет заниматься департамент по реформам и обеспечению качества. С учетом опыта, реалий и статистики в Украине его сотрудники будут разрабатывать такие гайд-лайны и отправлять их на места.

Кроме того, о гайд-лайнах будут знать и адвокаты, и граждане. Таким образом, сразу появляется дополнительный фактор контроля за их соблюдением.

Фото: LB.ua

Также мы будем внедрять систему электронного делопроизводства, чтобы убрать «бумажный» процесс.  Каждый местный или областной прокурор будет иметь доступ к любому делу под его юрисдикцией. Например, в Грузии я мог в качестве замгенпрокурора, зайдя в электронную систему, проверить, как рядовой следователь в любом селе или районе ведет дело. Это колоссально ускоряет процесс, уменьшает нагрузку на работников, устраняет целый ряд финансовых растрат по ходу всего уголовного процесса.

И, наконец, мы серьезно займемся вопросом внутриведомственной дисциплины. Установим электронные турникеты и камеры с целью контроля, где находится работник, когда он пришел на работу и в каком состоянии. В общем, будет много механизмов проверки того, как работает система.

В Украине публикуется большое количество журналистских расследований, но, к сожалению, очень малая часть из них потом попадает в разработку к органам следствия. Как в этой ситуации была поставлена работа в Грузии и как вы планируете работать в этом отношении здесь?

– Надо открывать систему и для журналистов тоже. Если человек активный, и он собрал больше доказательств и аргументов, чем следователь, тогда он заслужил, чтобы его подключили к следственной группе. Почему бы ему не дать возможность поучаствовать и реализовать это дело до конца?

Кроме того, мониторить СМИ, отслеживать такие резонансные публикации - это не право, а обязанность прокуратуры. И я считаю, что такой медиа-мониторинг должна взять на себя Генеральная инспекция. По каждому такому факту необходимо начинать проверку и проводить расследование.

– Иногда профессиональный уровень журналиста-расследователя выше, чем следователя прокуратуры…

– Есть очень талантливые следователи, которые хорошо знают, как быстро и качественно работать, особенно когда были в этом заинтересованы. Есть и другая категория, которая не умеют быстро и профессионально расследовать. Они занимаются сбором макулатуры: послал письмо куда-то, потом ждет, когда ответят. Назначил экспертизу, не проверяет – объективная, или нет. Копается в ревизионных актах, в которых ничего не написано. Вот так 700 томов может быть по одному делу и ни одного доказательства.

Поэтому в нашем понимании Департамент по реформам и обеспечению качества должен регулярно обеспечивать систематические тренинги подготовки для прокуроров. Вот, например, Академию прокуратуры Украины мы хотим переделать именно таким образом, чтобы каждый новый студент, стажер имел возможность посетить тренинги на протяжении 8 недель по разным направлениям. А каждый действующий прокурор и следователь должен проводить в год примерно 70-80 часов на таких тренингах регулярно, после чего все должны будут сдавать тесты. Это не аттестация, но чек-лист, насколько ты усвоил то, чему тебя обучили. Когда они поймут, что результаты чек-листов будут влиять на их карьерный рост и дальнейшую работу в прокуратуре, уверен, они с большей ответственностью будут относиться к этому вопросу.

Когда заходит речь о реформировании государственных органов в Украине и борьбе с коррупцией, всегда возникает вопрос о том, что в материальном плане государство готово предложить чиновнику, чтобы он мог себя обеспечивать и не думал о взятках.

Пускай у нас не будет никаких иллюзий, что с низкой заработной платой можно будет достигнуть результатов. Разумеется, государство должно создать определенные условия для человека, который работает по-честному.

Вот у меня спрашивают: а какой должна быть зарплата прокурора? Я отвечаю: минимум 1-1,5 тысячи долларов в украинской реальности. Чтобы у меня было моральное право, как у руководителя или контролирующего органа, от него требовать честную работу. От 1-1,5 тысяч долларов ты сильно не разбогатеешь, но, по крайней мере, у тебя будет возможность дождаться роста, ты будешь чувствовать перспективу, чтобы не воровать, не грабить и не лезть к кому-то в карман.

Но заработная плата – это не основной компонент. Главное правильно выстроить саму систему. Ключевой момент - как человек попадает на работу в прокуратуру и какие у него там перспективы. Если человек попадает в прокуратуру через открытые процедуры и соревновательный принцип, без кумовства и взяток, он уже знает, что продвигаться по службе можно будет собственным трудом и умом. Потом ты попадешь на вторую, третью, четвертую ступеньку, твоя карьера движется вверх. У тебя появляется перспектива стать достойным прокурорским работником, у которого будут конкретные результаты, после чего ты при желании можешь найти себе работу в международной или правительственной организации.  Поэтому я говорю 18,5 тысячам работников прокуратур всех уровней: вот у нас есть определенные правила игры, не бойтесь, участвуйте, если будете участвовать, то я вам гарантирую, что вы будете довольны.

Материалы по теме