В скором времени Украина может получить нового генпрокурора
Кто же Юрий Луценко сегодня – обычный гражданин или все-таки руководитель МВД?
К сожалению, каждая из ветвей власти пытается ответить на этот вопрос, руководствуясь не юридическими нормами, а политическими интересами.
Последняя неделя первого месяца года оказалась щедра на политические коллизии. После того как Верховная Рада уволила Юрия Витальевича, Кабмин его снова «переназначил», но уже в должности и. о. главы МВД. Причем правительственное постановление по Луценко на момент, когда пишутся эти строки, так и не обнародовали.
На следующий день (29 января) произошли еще три удивительных события. Сначала в СМИ появилось сообщение о том, что Окружной админсуд Киева приостановил действие решения Кабмина о назначении Юрия Луценко и. о. главы МВД и первого замминистра внутренних дел. Характерно, что само решение «окружников» тоже так никому и не показали. Потом на президентском сайте появился указ №79/2010, согласно которому Луценко вывели из состава Совета национальной безопасности и обороны (вместо него новым членом Совнацбеза стал... командующий внутренними войсками МВД Александр Кихтенко, которого, по сути, подняли до ранга министра обороны).
И, наконец, «свой» юридический вывод сделал сайт МВД: «Назначение Юрия Луценко первым заместителем министра внутренних дел и возложение на него обязанностей министра состоялось в соответствии с действующим законодательством». Интересно бы узнать: насколько такой подход вписывается в требование о том, что первый замминистра – это госслужащий? Речь идет о выходце из правоохранительной сферы, в которой Луценко никогда не работал. Кроме того, само назначение на должность замминистра происходит только по представлению министра, а не Кабмина.
Вызывает удивление еще один спорный момент: до сих пор действующим является Положение о Министерстве внутренних дел Украины (№1138, утвержденное Указом Президента Украины от 17 октября 2000 года), которое почему-то не исправили после внесения изменений в Конституцию-96. Согласно пункту 9 этого документа, первые заместители и заместители министра назначаются на должности Президентом по представлению премьер-министра. Так что в этих кадровых перипетиях, как говорится, сам черт ногу сломит.
По всей вероятности, отправлять Луценко в отставку было бы юридически грамотнее, если бы вместо него назначили полноценного министра внутренних дел. Но как сие сделать, если существующая система власти объективно предопределяет политизацию МВД? Формально сотрудники милиции деполитизированы: соответствующие требования содержатся фактически во всех уставных законах правоохранительных органов. Однако при этом и Кабмин, и Рада имеют отношение к назначению и увольнению милицейского руководства. То есть волей-неволей, а глава МВД становится заложником борьбы между исполнительной и законодательной властью. Особенно это проявляется в разгар предвыборной гонки, когда возникает большой соблазн использовать ресурсы стражей порядка в политической борьбе.
Об этом «СН» рассказал бывший майор милиции Олег Мартыненко: «В Уголовном кодексе есть три статьи (157, 158 и 159), предусматривающие наказания за нарушение избирательного права граждан. Они подследственны органам прокуратуры, что отражено в части 1-й статьи 112 Уголовно-процессуального кодекса. То есть, в случае получения заявления о таком нарушении, работники милиции его регистрируют и в течение трех дней должны направить в прокуратуру (на территории которой все произошло). Проверку по таким заявлениям милиции нет смысла проводить: не ей решать вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Кроме того, заполитизированному «министру милиции» не было необходимости издавать какие либо приказы или распоряжения, в том числе и устные (работник милиции просто обязан принять заявление о нарушении либо письменно его зафиксировать). С целью выявления каких либо нарушений законности во время избирательного процесса органы прокуратуры могут давать задание оперативным службам ОВД или СБУ. Также сотрудники милиции не имеют права проверять медицинские справки избирателей (которые по причине болезни вынуждены голосовать у себя дома).
Эти факты являются превышениями служебных полномочий. Если бы Луценко добросовестно и честно относился к своим обязанностям, ни одна бы сила не смогла его снять с должности. Он сравнил себя с милиционером, которого бандиты убрали из поселка! Но за время своего руководства МВД он ни разу не был в «глубинке». Мне кажется, о работе участковых ему известно только из телепередач».
Похоже, на этих выборах Юрий Витальевич явно перестарался, гоняясь за количественными показателями по предвыборным нарушениям: по его данным, с 19 октября по 25 января органами внутренних дел было зарегистрировано более тысячи сообщений о правонарушениях, связанных с избирательным процессом. Прикрываясь борьбой за «честность», г-н Луценко проигнорировал статью 27 закона о выборах Президента, то есть перебрал на себя полномочия избиркомов (именно они и должны заниматься этими нарушениями).
В статье 97 УПК, на которую он ссылался, сказано о том, что такие заявления или сообщения нужно направить «по принадлежности» (то есть в избиркомы и органы прокуратуры). Именно поэтому ведомство Медведько еще 15 января внесло соответствующий протест на действия одного из заместителей министра внутренних дел, а его «предвыборное» поручение было отозвано представителями Генпрокуратуры из управлений МВД в регионах.
Не свидетельствует ли это о готовности руководства МВД к выполнению противоправных указаний? Как показывает предвыборная практика, неправомерное вмешательство правоохранительных органов в избирательные процессы уже носит характер укоренившейся порочной практики. Но это, наверное, не столько вина Луценко, сколько всеобщая беда. Дальнейшее обострение политической борьбы вряд ли сможет дать четкий ответ на вопрос о том, насколько наше общество способно контролировать те самые внутренние органы, которые ему, увы, неподотчетны.
В скором времени Украина может получить нового генпрокурора
В скором времени Украина может получить нового генпрокурора