Уголовное производство открыли 24 сентября во исполнение решения Печерского районного суда Киева.
Решения Верховного Суда от 11 ноября 2005 года, полностью реабилитирующее Юлию Тимошенко, не существует.
Решения Верховного Суда от 11 ноября 2005 года, полностью реабилитирующее Юлию Тимошенко, не существует.
Об этом заявил бывший заместитель генерального прокурора Украины Николай Обиход.
«На самом деле 11 ноября 2005 года ВСУ рассматривал обращения адвоката Тимошенко Швеца с просьбой пересмотреть ранее принятые в 2003 и 2004 годах решения Житомирского областного суда и Верховного Суда Украины, которые подтвердили законность возбуждения Генпрокуратурой уголовных дел против Тимошенко. К этому времени дело против Тимошенко было уже прекращено (по моему и многих других юристов твердому убеждению - незаконно) в январе 2005 года двумя постановлениями Генпрокуратуры, которые утвердил своей подписью Генпрокурор Святослав Пискун», - в частности заявил Обиход.
Тем не менее, продолжил он, защита Тимошенко захотела еще отменить и состоявшиеся до решения ГПУ судебные решения, принятые не в пользу Тимошенко. «И Верховный Суд 11 ноября отказал адвокату Швецу в удовлетворении его ходатайства в отношении всех дел, возбужденных ГПУ против Тимошенко, мотивируя тем, что нарушений прав Тимошенко на момент рассмотрения судом не имеется, поскольку еще в январе сама Генпрокуратура, которая вела следствие, прекратила дело против нее. То есть ВСУ не стал пересматривать судебные решения, принятые, подчеркну еще раз, не в пользу Тимошенко, за исключением изменения основания прекращения незначительного эпизода с контрабандой валюты в Запорожском аэропорту, дело по которому было возбуждено СБУ еще в 1995 году», - сказал он.
По словам Обихода, Верховный Суд в двух своих определениях от 11 ноября, принимая решение об отказе в удовлетворении ходатайств адвоката Тимошенко, лишь упомянул, что дело против Тимошенко ГПУ закрыла обоснованно. «Что это значит? Значит, что суд отметил, что следствием были соблюдены формальности и дело было закрыто постановлениями следователя, в которых, как того и требует закон, были изложены обоснования такого решения. То есть суд не проверял и не вникал, каковы эти обоснования, правильны они или нет, законны или незаконны (для этого существует совсем другая судебная процедура), просто подчеркнул – они были. Были, сказал суд, также соблюдены и другие формальности, в частности соблюден процессуальный порядок прекращения дела, то есть технология этого действа», - сказал он.
«Так что Верховный Суд 11 ноября 2005 года вовсе не подтверждал законность постановлений ГПУ о прекращении дела против Тимошенко, поскольку и не рассматривал вопрос о их законности по существу. Для того, чтобы это сделать, надо было бы в соответствии с требованиями Закона начать и провести огромную, длительную, бюрократическую процедуру – юристы это знают. Ничего этого не было, Верховный Суд, не рассматривая вопрос о законности решений ГПУ по существу, повторюсь, лишь упомянул, что при принятии Генпрокуратурой решения о прекращении против Тимошенко дела были соблюдены требуемые процессуальные формальности, если хотите – внешняя сторона вопроса. Это уж никак не является реабилитацией Тимошенко», - отметил он.
Также экс-замгенпрокурора напомнил, что в январе 1997 года ГПУ было возбуждено уголовное дело по фактам хищения госимущества в особо крупных размерах должностными лицами днепропетровского совхоза «Науковый» и незаконного использования гражданами Украины валютных счетов в иностранных банках. В деле фигурировал Павел Лазаренко, который на то время еще был премьер-министром.
«Летом 1997 года, когда Лазаренко уже ушел в отставку, дело передали в Управление по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры, начальником которого тогда я являлся. С этого момента почти 5 лет (по июль 2002 года) мне пришлось организовывать и контролировать расследование следователями ГПУ всех фактов, касающихся Лазаренко и Тимошенко. В начале 1998 года, после масштабной проверки ГлавКРУ, на основании материалов о злоупотреблениях в газовом хозяйстве Украины было возбуждено еще одно уголовное дело по фактам причинения убытков АО «Укргазпром» и госбюджету», - сказал Обиход.
По его словам, «постепенно из этих дел «выросло» и так называемое «дело Юлии Тимошенко», поскольку возглавляемая ею корпорация «Единые энергосистемы Украины» (ЕЭСУ) играла в газовой сфере страны ключевую роль, благодаря тому же Лазаренко. А конкретно против Тимошенко уголовное дело было возбуждено Генпрокуратурой 5 января 2001 года. Квалификация: контрабанда российского природного газа в особо крупных размерах, уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах и должностной подлог документов. Потом выявлялись новые данные, в связи с которыми против нее возбуждались новые дела, квалифицируемые, в частности, как дача взяток бывшему премьер-министру Павлу Лазаренко, сокрытие валютной выручки корпорации ЕЭСУ, они тут же объединялись в рамках одного многоэпизодного дела».
В 2001 году, как отметил экс-замгенпрокурора, Тимошенко было предъявлено обвинение. «И неправдой являются ее нынешние утверждения, что, мол, она прошла все уровни судов вплоть до Верховного и восстановила через суды свое честное имя – то есть что Верховный Суд окончательно признал, что в ее действиях нет состава преступления, уголовные обвинения ее в рамках возбужденных Генеральной прокуратурой дел не имели под собой оснований. Это – абсолютный вымысел», - сказал он.
Также Обиход выразил удивление, что постановления ГПУ, касающихся закрытия «большого» дела против Тимошенко, до сих пор не отменены. «Эти постановления незаконны и прокуратура просто обязана их отменить и расследовать дело дальше, доведя его до суда. Думаю, от этого не уйти, это еще впереди. Ведь 8 тысяч томов ожидают своего часа… Там есть ответ на многие вопросы, в том числе на такой: что на самом деле представляет из себя политик Юлия Тимошенко», - сказал он.
Напомним, что Генпрокуратура также проверяет, не вмешивалась ли Юлия Тимошенко в деятельность Конституционного Суда своими обвинениями.
Напомним также, что 15 мая Окружной административный суд Киева по иску Генпрокуратуры признал противоправным одно из распоряжений правительства Юлии Тимошенко.
Уголовное производство открыли 24 сентября во исполнение решения Печерского районного суда Киева.
Против одесского бизнесмена Бориса Кауфмана готовятся новые обвинения