В новогоднюю ночь дорожные службы не спали.
Продолжается эпопея под названием «Львовский мусор».
Недавняя новость о том, что под Киевом снова были обнаружены «потерянные» отходы из Львова, напомнила о событиях полугодовой давности и стала основой для этой публикации, пишет политический эксперт Михаил Кириленко в своем блоге на Facebook в статье под названием «Львовский мусор, will be back?».
Эпопея под названием «Львовский мусор» началась более полугода назад. Хотя, не сомневаюсь в том, что эта проблема была актуальна гораздо раньше, но, как и бывает в подобных ситуациях, произошло событие, которое не только открыло глаза общественности, но и сделало невозможным дальнейшее замалчивание этой проблемы. Я говорю о пожаре на Грибовицкой свалке, когда в результате схода «мусорной лавины» погибли три спасателя ГСЧС и сотрудник коммунальной службы.
После этого инцидента Грибовицкая свалка, которая являлась одной из крупнейших на территории Львовской области, перестала принимать отходы, а значит, мусор из Львова вывозить стало просто некуда. Стоит отметить, что до ЧП мусор в эти места вывозился в течении 25 лет по 600-700 тонн в день. Разумно предположить, что рано или поздно количество отходов должно было превысить допустимые нормы и привести к «мусорному коллапсу». Что, собственно говоря, и произошло.
Реакция жителей Львова и области не заставила себя ждать. Первая волна недовольства началась сразу после того, как пришло понимание, что местные власти своей халатностью поставили население города перед гранью экологической катастрофы. Причем причины для беспокойства были. В интернете регулярно появлялись фотографии и посты львовян, которые подтверждали, что скопления не вывезенного мусора становятся повсеместным явлением. Именно тогда впервые зазвучали слова о том, что настоящая жемчужина, туристическая столица Украины может в скором будущем превратиться в «мусорную столицу» Украины. Следующие волны недовольства были связаны с полным отсутствием информации о действиях властей относительно возникшей проблемы, а также появившимися сведениями о вероятном строительстве мусороперерабатывающего завода вблизи населенных пунктов. Естественно, без учета мнения жителей этой местности.
Подобное положение дел сильно пошатнуло позиции мэра Львова и его команды. Это и не удивительно, ведь имел место быть ряд критических ошибок, которые просто не могли пройти бесследно. Разве власти города не понимали, что «мусорный коллапс» неизбежен? Разве не они вывозили мусор на свалки, которые годами пребывают в аварийном состоянии? Разве не они приняли решение о том, что нормальное и своевременное строительство мусороперерабатывающего завода не является приоритетной задачей? После того, как случилось ЧП, разве не они наложили гриф секретности на все свои действия, чтобы избежать ответственности?
На самом деле таких вопросов можно задать еще много, но в этом нет смысла. Достаточно ответить на 2-3 из них, чтобы было однозначно понятно – преступная халатность чиновников привела не только к вероятности экокатастрофы местного масштаба, но и к человеческим жертвам.
После того, как стало понятно, что мусор девать некуда и область не в состоянии справиться с ЧП, действия властей города условно разделились на два подвида – открытые и скрытые. В «открытом» варианте был достигнут ряд договоренностей, согласно которым отходы из Львова делились на лимитированные части, которые развозились по разным областям Украины, включая Киевскую. В «скрытом» варианте делалось то же самое, только неофициально, в обход контроля общественности и без каких-либо ограничений. Сразу отмечу, что именно совокупность первого и второго вариантов вызвала массовое недовольство украинцев, что, в свою очередь привело к тому, что проблема одного города превратилась в проблему национального масштаба.
Повсеместно начала появляться информация о том, что львовский мусор обнаруживается в абсолютно разных областях Украины: Волынская, Хмельницкая, Киевская, Ровенская, Николаевская, Тернопольская и другие области стали невольным пристанищем для чужих отходов. Масштаб «трагедии» можно проследить по заголовкам новостей:
Дошло до того, что жители ряда областей, опасаясь за своё здоровье, умышленно блокировали подъезды к своим городам для того, чтобы перекрыть дорогу фурам с мусором. В некоторых случаях такие акции довольно быстро увенчались успехом. Например, в Николаеве после вынужденного проведения внеочередной сессии горсовета приём мусора был полностью прекращен.
Совсем недавно львовский мусор «всплыл» в Фастовском районе Киевской области. Причем прямо во время его отгрузки, которая осуществлялась среди бела дня. Только благодаря активности местных жителей водитель грузовика был задержан. Таких ситуаций по всей Украине десятки, если не сотни.
Для меня до сих пор остаётся загадкой, как люди, которые своими действиями (а еще больше бездеятельностью) привели к проблеме национального масштаба, продолжают оставаться на своих должностях. Нет никаких сомнений в том, что если-бы подобная ситуация произошла в Европе, то чиновники, которые допустили оплошности в своей работе, незамедлительно сложили свои полномочия и несли ответственность перед законом. У нас же до сих пор не прекращается практика, когда виноватых ищут везде, кроме управленческих кабинетов.
Даже более – партия «Самопомощь», которую возглавляет мэр Львова Садовой, находясь в парламенте, умудряется рассказывать, что и кому нужно делать, не скрывая своих политических амбиций и планов занять более уверенные позиции во власти. Хотя это их личное дело. Насколько можно (и можно-ли) доверять тем, кто «вынос мусора» превратил в проблему национального масштаба – пусть каждый решает сам.
PS: не секрет, что украинцы обладают исключительным чувством юмора, поэтому некоторые наши сограждане просто не могли обойти проблему «львовского мусора» стороной и создали такой коллаж:
В новогоднюю ночь дорожные службы не спали.
Его планируют построить в селе Богдановка Броварского района к осени 2022 года.