Транзитная дорога между ул. Сумской и ул. Новогородской: правда и вымыслы

дорога лесопарк Необходио вернуться из «параллельной реальности»

В последнее время о пробивке дороги через Лесопарк говорится немало. «Дозор» попытался проанализировать ситуацию со всех сторон.


Чтобы понять, что же действительно происходит вокруг строительства транзитной дороги, нужно разделить проблему на три блока:

1) рассмотреть причины происходящего.
2) понять, какие технологии применяются для искусственного создания и раздувания конфликта.
3) услышать, как все обстоит на самом деле.

Причины

Проплаченные акции были, есть и будут. Всегда будут находиться люди, которые стремятся манипулировать общественным мнением, создавая «параллельную реальность», существующую только в сюжетах подконтрольных им СМИ. С другой стороны, всегда будут находиться те, кого можно использовать в таких провокациях, простимулировав деньгами или попросту обманув.

В данном случае, срубить дивидендов на строительстве дороги решил бывший губернатор Арсен Аваков. Цели – понятные. Таким образом он рассчитывает выслужиться перед своим новым командиром Юлией Тимошенко, ради которой он в последний момент предал Виктора Ющенко и посеял раскол в харьковской организации партии «Батьківщина». Также благодаря скандалу он рассчитывает отвлечь внимание людей от проверки его деяний на посту губернатора, а также от ситуации вокруг его банка «Базис».

Поэтому если кто-то думает, что мотивы организованной Аваковым акции бескорыстны, он ошибается. Если смотреть только на слова, то перед нами вдохновенный Че Гевара. Он льет крокодиловы слезы («Бандиты убили еще одно дерево!») и читает мораль, цитируя индейскую мудрость о том, что «когда будет вырублено последнее дерево, люди поймут, что деньги нельзя есть».

Если посмотреть на дела, то увидим, что с 2007 по 2009 год, когда Аваков был губернатором, его строительная фирма «Инвестор Элит Буд» вырубила возле окружной дороги 9.5 га леса — 4391 дерево, то есть в 6 раз больше, чем сейчас вырубается для строительства дороги через лесопарк. При этом никакой компенсации Аваков городу и области, естественно, не предоставил, тогда как горсоветом сегодня четко установлено и выполняется правило: за одно срубленное дерево высаживается пять новых (с комом земли).

За нынешнюю каденцию городских властей дано разрешение на вырубку 10 тысяч деревьев, половина из которых — в аварийном состоянии. А высажено — более 20 тысяч, не считая гектаров еврогазона и клумб. Это правило компенсации работает и в отношении дороги через Лесопарк.

Технологии

Технология раздувания конфликта проста.

Во-первых, через подконтрольные Авакову СМИ распространяется заведомо ложная информация о том, что вырубка ведется на территории парка Горького — любимого харьковчанами места отдыха, которое, кстати, нынешняя городская власть впервые за много лет привела в порядок. В перспективе здесь появится «харьковский Диснейленд».

На самом же деле вырубка ведется по окраине Лесопарка — диких зарослей, загаженных остатками пикников и стихийными свалками. «Легкими города» это место может называть только тот, кто там никогда не был, потому что там в буквальном смысле слова нечем дышать — нет аэрации. И на самом деле там действительно никто до начала строительства не бывал – кроме лиц без определенного места жительства да различных преступных элементов.

Харьковчанам также сообщается, что строительство дороги – лишь предлог, чтобы застроить остальную территорию Лесопарка, и якобы уже даже распределены участки под застройку. И это также не соответствует действительности.

Изначально предполагалось, что дорога будет строиться за счет инвесторов, которые освоят придорожную территорию. За это в 2008 году голосовали депутаты. Однако впоследствии было принято решение о том, что дорога будет строиться за средства городского бюджета, и от инвесторов было решено отказаться. Ни одного гектара земли в Лесопарке нынешний созыв горсовета не выделял – в отличие от всех предыдущих.

Во-вторых, на стройплощадку заводятся некие «экологи», выполняющие роль массовки для СМИ. Их комментарии на камеру выдаются за мнение всех жителей полуторамиллионного города.

Часть из них получает зарплату, часть восприняло события в Лесопарке как очередное приключение и способ провести досуг. Как бы там ни было, там не было ни одного серьезного специалиста, потому что настоящий эколог никогда не будет шиповать дерево гвоздями-стопятидесятками, чтобы его нельзя было спилить. Ведь дерево от этого все равно умирает.

Эти псевдоэкологи уже насчитали, что деревьев вырублено больше, чем в разрешении. И если они не знают, что вырубка в лесу считается по основной породе, то спросили бы у Авакова – он в вопросах вырубки большой специалист.

Эти люди, которые за деньги или же искренно сидели в Лесопарке, – не более чем ширма. Помните историю с Партией Зеленых, по спискам которой в парламент прошли крупные промышленники и главные загрязнители окружающей среды? Тогда организация была использована в качестве ширмы, чтобы поиграть на настроениях людей и их заботе о своем здоровье. Здесь повторяется та же история.

В-третьих, вся деятельность протестующих направлена на то, чтобы спровоцировать рабочих и охрану стройплощадки на какие-то жесткие действия – желательно, перед объективами телекамер. Скорую помощь в Лесопарк вызывают чуть ли не по несколько раз на дню и сообщают об этом журналистам. Но пока что все вызовы врачей оказывались на самом деле ненужными.

В то же время, когда помощник депутата горсовета от Нашей Украины попытался снять на мобильный телефон то, что там происходит на самом деле и что не было специально срежиссировано, охранник Авакова просто вывернул ему руку и телефон отобрал. Это зафиксировано на видео. После этого депутат горсовета Выровец, чей помощник пострадал, заявил о выходе из фракции НСНУ.

Объективная картина

Первое. Дорога необходима. Харьков спроектирован так, что попасть из одного его конца в другой можно только через центр. Во всех генпланах для решения этой проблемы было предусмотрено транспортное кольцо. Строящаяся дорога – элемент этого кольца.

В генплане 1986 года пробивка была предусмотрена в другом месте, хотя также должна была пройти через рекреацию. Ее вовремя не построили из-за нехватки средств.

Сегодня средства есть, однако вся земля, которая предусматривалась для этой пробивки, уже роздана предыдущими созывами и застроена. В этой ситуации руководство города и ведущие архитекторы Харькова изучили все возможные варианты. И единственный вариант, который действительно позволяет решить проблему, – это строительство дороги через лесопарковую зону.

Также стоит отметить, что фактически эта дорога уже была стихийно проложена харьковчанами. Когда в центре одна большая пробка (особенно зимой), сотни машин ехали по Лесопарку по территории, где сегодня ведется строительство, и даже по аллеям парка Горького.

С этим нужно было что-то делать. И городские власти вместе с разработчиками проекта сознательно пошли на более дорогой вариант строительства дороги по самой окраине Лесопарка, чтобы минимизировать потери деревьев.

Как рассказала директор института «Харьковпроект» Татьяна Поливанова, ранее существовало два варианта дороги, связывающей Сумскую и Клочковскую. Второй вариант – пробивка от ул. Веснина к переулку Фанинскому с выходом на пр. Ленина и далее на Клочковскую. Но теперь ее невозможно реализовать – на пути появился район, который сейчас называется Шатиловкой. Градостроители предлагали для реализации этого варианта проложить подземную дорогу, но ее стоимость, как подсчитали в «Харьковпроекте» – миллиард гривен. Т. Поливанова сделала вывод, что такой вариант неприемлем.

Еще одно назначение транзитной дороги через Лесопарк именно в том месте, где она прокладывается – защитный барьер против разрушительного развития балки, которая отделяет Лесопарк от Павлова Поля, рассказала директор института.

Второе. Серьезные экологи говорят: в целом по Харькову прокладка дороги существенно улучшит экологическую ситуацию. Во-первых, уйдет проблема загазованности от автомобилей, которые сейчас вынуждены ехать через центр и простаивать в пробках. Во-вторых, в качестве компенсации будет высажено 1200 деревьев по городу – там, где они действительно необходимы.

Третье. Решение о строительстве дороги было принято не вчера. Те, кто был против, имели возможность в цивилизованном порядке все обсудить на многочисленных общественных слушаниях. Очередное обсуждение назначено на 19 июня.

А те, кого интересует не результат, а лишь эффект, не должны забывать, что мы движемся в Европу, где закон превыше всего. Если кто-то, считающий себя европейцем, выходит на акцию протеста, то она должна происходить в цивилизованных и конструктивных рамках. Если же выбирается хулиганская тактика антиглобалистов, то человек должен понимать: он сознательно нарушает закон и может быть привлечен к ответственности.

Для примера: в Японии недавно начался суд над экологом, знаменитым «защитником китов», который пробрался на китобойное судно, угрожал людям оружием и так далее. Несмотря на все заслуги и всю известность, ему светит 15 лет, поскольку закон есть закон. И человек его нарушил – несмотря на светлую цель.

Четвертое. Городские власти неоднократно подтверждали, что никакой застройки Лесопарка не будет. Наоборот, строительство дороги общегородского значения дает определенную гарантию того, что в будущем на этом месте не появится очередной коттеджный городок для элиты, как это тихо происходило до 2006 года.



И последнее. Количество автомобилей в Харькове увеличивается в год на несколько тысяч. Это серьезная и объективная проблема. Еще несколько лет – и город в буквальном смысле слова встанет и задохнется от выхлопных газов стоящих в пробках машин.

Поэтому тем, кто не на словах, а на деле выступает за сохранение деревьев вместо новой дороги, следует предоставить гарантии, что они ни сейчас, ни впредь не будут пользоваться автомобилем, который у них есть или который они собирались покупать в будущем. Тогда это будет ответственный разговор.

Первым такое заявление пусть напишет Арсен Аваков. Если он такой искренний защитник Лесопарка, пусть пожизненно ездит на роликах.
 

Тэги: деревья, дорога, аваков, лесопарк

Автор: Николай Кузнецов

Материалы по теме

«Киевзеленстрой» приобрел пространственный импульсный томограф «Арботом», с помощью которого можно безопасно для растения исследовать структуру ствола на наличие, объем и конфигурацию полостей и поражений.