На Харьковщине проект "Стена" готов на 100%. Сколько на этом украли?

Проект "Стена", который расположен на государственной границе с Россией в пределах Харьковской области, завершили на 100%. Теперь на очереди Луганщина и Сумщина.


Готовность объекта проверили председатель Государственной пограничной службы Петр Цигикал, министр внутренних дел Арсен Аваков и лидер политической партии "Народный фронт" Арсений Яценюк, передает Еспресо.TV.

"Мы движемся в две стороны: это на Север и ближе туда к Востоку. В связи с тем, что было недофинансирование мы через Кабинет Министров продлили срок обустройства всего участка границы до 2021 года", - отметил Цигикал.

В свою очередь, Яценюк высоко оценил уровень обустройства госграницы на Харьковщине.

"Я принял решение о строительстве государственной границы. Двадцать лет этим никто не занимался. И, Вы знаете, мое впечатление: Я даже не ожидал, что на таком высоком уровне будут как инженерные сооружения, так и интеллектуальная защита границы, и оборонительные опорные пункты, построенные вдоль государственной границы ", - отметил политик.

Сообщается, что в прошлом году на проект "Стена" из госбюджета выделили полмиллиарда гривен, на следующий год предусмотрено около 400 млн.

Согласно проекту, реальная государственная граница должна была иметь 3 метра рва, за ним – 2-метровый вал, затем 5 метров перепаханной полосы земли, на которой было бы видно следы нарушителя, вдоль полосы асфальтированная дорога, а за ней забор с видеокамерами и каждые 20 километров наблюдательные вышки.

В 2016-17 годах за время активной реализации проекта "Стена" на границе с Россией, инициатором которого был экс-премьер-министр Арсений Яценюк, подрядчиками было освоено 680 млн гривен, что составляет только 8% от всей нужной суммы.

Построенная "Стена" в Черниговской области простирается на 6 километров, затем ограда заканчивается. Строительство вели за счет Всемирного банка, отмечают "Наши грошi".

"Проект финансируется исключительно из государственного бюджета. Однако делается это в недостаточном количестве. Финансирование существенно отстает от того графика, который был первоначально утвержден", - рассказал пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян.

Из 680 потраченных миллионов, известно, что 60 миллионов потратили на закупку 4 машин "Тритон". Кроме этого, часть средств выделили на ремонт зданий пограничников. Осуществляла эти работы фирма "Фаворит", которая принадлежит семье народного избранника Борислава Розенблата.

Также семья депутата возвела дорогостоящие КПП, за которые государство заплатило 18 миллионов гривен.

"В основной части распиаренный проект превратился в долгострой. Распоряжается средствами иностранных партнеров Государственная пограничная служба. Именно в ведомстве за закрытыми дверями определяют, кто станет подрядчиком в реализации проекта. При этом, подрядчика определяли по секретным критериям", - говорится в расследовании.

Сейчас над инженерно-техническим обустройством границ работают 11 частных фирм. Харьковская компания "Скорпион-РП" получила на строительство "Стены" 50 миллионов гривен. Ее владельцы – братья Владимир и Павел Левченко, бизнес которых связан с депутатами, судьями и известными предпринимателями.

Еще одна харьковская фирма "Констракшн групп" получила заказ от пограничников на 58 млн грн. Компания записана на бизнесмена Игоря Моруса. Среди субподрядчиков - житомирское предприятие "РЦ Шляхобудівництва" (Коростень, Житомирской области, которому перечислили 18 млн грн. Субподрядчик записан на пенсионеров (72-летний мужчина и 79-летняя женщина, местные жители). Место юридической регистрации фирмы - местный завод железобетонных конструкций. Охрана завода утверждает, что подобная фирма у них на территории отсутствует.

Другой харьковский генподрядчик фирма "Стройцентр Витязь", принадлежащая Агаверди Адилову - это один из крупнейших генподрядчиков Стены. За строительство границы компания получила 65 млн гривен. Шесть из них за материалы перечислили киевской фирме с адресом массовой регистрации. Кроме строительства стены, эта же фирма фигурирует в уголовных процессах по контрабанде сигарет. А впрочем, ее вообще перерегистрировали на жителя российского Магадана.

Как ранее отмечалось, проектом инженерно-технического обустройства украинско-российской границы "Стена" заинтересовалось Национальное антикоррупционное бюро. По словам детективов НАБУ, на этой стройке чиновники успели украсть из бюджета 16 миллионов гривен - и это в то время, когда страна ведет боевые действия на Донбассе. Как амбициозный оборонный проект превратился в банальный механизм для разворовывания денег, разбирался "Апостроф".

Впервые идею построить на границе с Россией стену и выкопать ров озвучил в июне 2014 года тогда еще губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. В Кабмине идея Коломойского понравилась настолько, что уже в сентябре глава правительства Арсений Яценюк заявил о начале работ по обустройству границы и выделении под это мероприятие первых 100 миллионов гривен. 

Осенью неблагозвучное название "Стена" в Кабмине меняют на пафосное "Европейский вал", подчеркивая тот факт, что Украина остается последним форпостом на пути проникновения "русского мира" в Европу, тем более что деньги на демаркацию границы выделяли не только из бюджета, но и получали от ЕС.

А потом начались проблемы: смету проекта урезали с 8 до 4 миллиардов гривен, средства осваивались вяло, стройка тормозилась из-за погодных условий, а тут еще и возникли проблемы с фермерами, ведь стена-вал пересекала пахотные земли. Перманентно ситуацию накаляли блогеры и журналисты, выкладывая в сеть фотографии, на которых было видно, что проект Яценюка реализуется черепашьими темпами.

Первыми нервы не выдержали у генпрокурора Юрия Луценко. В июле этого года ГПУ сообщила, что расследует дело о присвоении пограничниками и частными компаниями 100 миллионов гривен на строительстве "Стены". Позже к делу подключилось и НАБУ, которое сообщило о подозрении и задержало 7 человек, подозреваемых в причастности к разворовыванию средств на "Стене". Среди них 3 сотрудника Госпогранслужбы, 3 руководителя фирм, которые должны были строить "Стену", и один посредник между ними. Правда, по подсчетам НАБУ, на стене украли не 100, а 16 миллионов гривен.

Кроме того, НАБУ заподозрило пограничников в закупке неэффективной техники для охраны госграницы: четырех бронемашин "Тритон", которые обошлись бюджету в 59 миллионов гривен, а поставил их президентский завод "Ленинская кузня". Данные об этом можно найти в Едином реестре судебных решений.

Несмотря на разбирательства, "Стена" продолжает щедро финансироваться из бюджета. Так, глава Госпогранслужбы Петр Цигикал в интервью СМИ заявил, что в 2017 году было выделено 200 миллионов гривен на проект инженерно-технического обустройства границы. Еще 300 миллионов гривен пограничники получили, благодаря изменениям в бюджет, итого - 500 миллионов гривен.

Механизма, чтобы приостановить выделение средств хотя бы на время судебных разбирательств, у НАБУ нет. "Это решает Кабмин, а не мы", - пояснила спикер ведомства Светлана Олифира. Вероятно, что эти полмиллиарда вновь могут стать полем для коррупционных действий, разве что схемы могут измениться.

"Названия "Стена", "Европейский вал" - это все пиар-проекты. Суть в другом: на границе с Россией уже давно нужно было создавать определенную систему инженерных сооружений для обеспечения надежной охраны границы. Это однозначно, - уверяет экс-заместитель главы Госпогранслужбы Павел Шишолин. - Когда Россия была дружественным государством, нам не позволяли делать многие вещи на границе хотя бы для того, чтобы сократить количество незаконных мигрантов и нарушений, контрабандного перемещения грузов. В свое время, около 10 лет назад, когда Николай Азаров был народным депутатом, а Александр Ефремов - главой Луганской ОГА, мы в Луганской области начали делать рвы для того, чтобы автомобили не пересекали границу, а в стороне от линии границы устанавливали проволочные заграждения. Как только мы провели первые инженерные мероприятия, в Раде Азаров поднял крик, что мы отгораживаемся от братского народа, и нас клеймили как отрешенных людей в государстве. Сегодня же совершенно другая ситуация, но к этому нужно относиться не с точки зрения пиара".

Шишолин признает, что то, чем сегодня стала "Стена", вряд ли способно сдержать агрессию России в случае широкомасштабного вторжения.

"То, что делается сегодня, против танков это не преграда. Я не думаю, что это делается против тяжелой техники. В первую очередь, это делается для того, чтобы предотвратить незаконное пересечение границы людьми", - пояснил экс-заместитель главы Госпогранслужбы.

Как рассказал "Апострофу" военный инструктор, бывший военнослужащий Армии обороны Израиля Цви Ариэли, именно защита от нелегалов на границе и может быть единственной целью проекта.

"Если цель проекта оборонительная, то это бессмысленно. Если цель - задушить потоки контрабанды, то это имеет смысл, но для этого необходимо, чтобы на протяжении всей "Стены" были установлены технические средства слежения, опорные пункты и дорожка безопасности, куда в любое время при электронной индикации к месту нарушения границы могут выехать мобильные экипажи пограничников", - говорит Ариэли.

А вот разделительный барьер в Израиле, который часто приводят в пример сторонники оборонной концепции "Стены", по словам эксперта, выполняет совсем другие функции.

"Эта стена сделана исключительно между Израилем и палестинскими территориями в так называемой "зеленой черте". Никто не будет строить такую стену на сирийской границе или ливанской, то есть там, где есть более тяжелое вооружение. Эта стена возведена против террористов и нелегальных рабочих. С военной точки зрения такие барьеры бессмысленны против противника, который вооружен чем-то большим, чем автомат Калашникова", - резюмировал Ариэли.

"Сначала нам рассказывали, что "Стена" - это оборонный проект, потом он перешел в разряд инженерных, а его оборонная функция отпала. Минобороны даже не делало анализа его оборонных функций, сославшись на то, что для этого необходимо поручение Кабмина, - добавляет "Апострофу" нардеп от "Самопомочи" Елена Сотник, которая неоднократно атаковала депутатскими запросами НАБУ, СБУ, МВД и Минобороны с требованием разобраться, куда же уходят деньги, выделяемые на "Стену". - Зачем, например, нам тратить миллионы гривен на ров, который через год зальет водой, занесет снегом, и следа от него не останется?"

По словам Сотник, прежде чем вливать еще полмиллиарда в строительство "Стены", правительство обязано провести анализ проекта и понять, что строить и для чего.

"Если сейчас не будет принято решение, в том числе и в Кабмине, чтобы надлежащим образом проанализировать этот проект перед тем, как начать тратить деньги, то я боюсь, что у нас появятся очень большие риски, и опять миллионы гривен просто уйдут в никуда, а точнее - в землю, - сокрушается нардеп. - Необходимо задаться вопросом, что мы строим, для чего мы строим и все ли составляющие проекта действительно необходимы. Закупки на проекте идут не по системе ProZorro, абсолютно в ручном режиме. Подрядчики и субподрядчики выбираются по непонятному формату и фактически никто это не контролирует. Вопросов очень много к этому проекту".

Рассчитывать, что такой анализ будет публичным, не приходится. "Большая часть информации по таким проектам является государственной тайной, - добавляет Сотник. - Я ознакомилась со множеством документов, но ничего не могу рассказать, так как все является тайной".

Поводок для НФ

С уверенностью можно сказать, что, несмотря на споры о практической эффективности "Стены", свою пиар-миссию этот проект выполнил в полной мере, обернувшись проблемами для своих же создателей.

"Эта тема давно использовалась для дискредитации и противодействия "Народному фронту", - говорит "Апострофу" политолог Петр Олещук. - Когда Яценюк был премьер-министром, эта тема была ключевой в контексте его критики, и "Стена" стала своеобразным символом всех коррупционных схем, которые ассоциировались с бывшим премьером".

В контексте интереса НАБУ к "Стене", Яценюк и его команда в парламенте и правительстве рискуют получить серьезные репутационные потери. В этом уверен политтехнолог Ярослав Макитра.

"Но объединять факт открытия этого дела с возможным заказом или желанием НАБУ непосредственно дискредитировать Яценюка я бы не спешил, - отмечает Макитра. - Если проанализировать то количество дел, которые сейчас расследует НАБУ, и те фамилии, которые озвучиваются, то они из разных политических сил и групп влияния, поэтому сейчас нет оснований говорить о каких-то заказах по Яценюку".

Материалы по теме

В КП «Харьковское городское БТИ» создадут базу предложений по продаже жилья, чтобы помочь горожанам, чье жилье подлежит выкупу из-за строительства метро от ст. м. «Метростроителей» до ст. м. «Одесская».