Украина между Востоком и Западом: граница двух цивилизаций станет мостом или пропастью

украина геополитика Станет ли граница двух цивилизаций линией раскола?

Отряхнув пыль, поднятую последней избирательной гонкой, мы наконец можем посмотреть на новый политический ландшафт Украины в целом.


«Действующие силы истории не являются национальными, но проистекают из более общих причин. Взятые в своем частном национальном проявлении, они не могут быть правильно поняты, и потому их следует рассматривать только в масштабах всего общества», – писал Арнольд Дж. Тойнби (A.J.Toynbee) в своем известном труде «A Study of History», рассмотрев историю Великобритании в сопоставлении с историями других национальных государств. «В каждом случае, – продолжает он, – мы должны мыслить в терминах целого, а не части, видеть главы повести как события жизни общества, а не отдельного его члена, следить за судьбами его представителей – не за каждым, а в общем потоке, – воспринимать их как голоса единого хора, которые имеют смысл в общем строе гармонии, но теряют его, как только становятся набором нот, звучащих каждая в отдельности».

Отряхнув пыль, поднятую последней избирательной гонкой, мы наконец можем посмотреть на новый политический ландшафт Украины в целом, а не фрагментарно, прогнозируя уровень поддержки в том или ином регионе. Что же открылось перед нашим взором? Кроме разрухи социально-экономической – общество, в массовом сознании которого остается глубокий след взаимных обвинений в отсутствии патриотизма или, наоборот, в его чрезмерных проявлениях.

Если последовать примеру Тойнби и попытаться проанализировать новейшую историю Украины во взаимосвязи с происходящим в мире, то отметим, что наши неразрешимые внутренние проблемы являются не только следствием наших собственных ошибок. Последние трагические события в Москве, сохранение напряженности в Афганистане, отсутствие прогресса в ближневосточном урегулировании, проблемы Европейского Союза свидетельствуют о том, что у человечества по-прежнему нет однозначных ответов на самые острые вызовы современности. Украина не исключение, мы тоже барахтаемся со своими собственными национальными бедами, понять сущность которых вне контекста геополитики невозможно.

Пыль улеглась, и мы убедились в том, что за последние пять лет в нашем общем доме ничего к лучшему не изменилось. Разбросанные вещи и сдвинутая со своих обычных мест мебель остаются там, где и были: где им, собственно, быть не следует. Разделенная по принципу политических симпатий и особенностей исторического развития, страна ждет четкого и понятного сигнала власти, куда двигаться дальше, и власть обязана дать его народу. (Я уверена – так будет.)

Если воспользоваться советами Тойнби, то мы должны сказать себе: Украина развивается так, а не иначе, не только в силу проявления политической воли власти, на нее влияют многие другие факторы, в том числе и геополитические. Необходимость маневрировать между Западом и Востоком, выполнять роль моста между ними не является проявлением нашей слабости. Может, кому-то это не нравится, но так называемая многовекторность дает нам возможность использовать преимущества каждой из двух великих цивилизаций в свою пользу.

В свое время я довольно скептически относилась к выводу Самюэля Хантингтона о том, что линия раздела между этими цивилизациями проходит в том числе и по Украине. Однако со временем мне пришлось признать: американский философ не так уж и ошибался. Свидетельство этого – разлом в украинском обществе, вызванный как ошибками наших предшественников, так и историческими факторами. Мне кажется, главной ошибкой президента Виктора Ющенко было то, что он открыл для себя историю Украины слишком поздно, а открыв ее, начал почти с детским максимализмом делиться этим своим открытием с народом, или как он любил высказываться, с нацией, не задумываясь при этом, что история живет не только на страницах научных изданий, но и в памяти современников, переданной им в наследство предшественниками. Открыватель «чистой», не обезображенной советской идеологией истории Украины не учел, что национальная идея, основанная фактически на отказе от ее советского периода и антироссийской риторике, не объединит общество и не сгладит противоречия, которые с такой остротой начали проявляться, собственно, под влиянием попыток переписывания истории.

Руководствуясь наверняка благородными целями, экс-президент не учел, что историческое самосознание формируется не за год и даже не за пять лет. Вместо того чтобы настраивать общество на постепенное переосмысление наиболее сложных и болезненных страниц нашей истории во всей сложности и противоречивости происходивших в ней процессов, он занялся их мифологизацией. Таким образом, вместо полотен, достойных «Войны и мира», украинскому обществу были предложены адаптированные к новым условиям «Молодые гвардии», в которых мир разделен на «наших и немцев» и где нет места сомнениям, присущим человеческой природе в не меньшей степени, чем способность идти на смерть ради идеи, нерешительности и другим проявлениям того, что отличает людей – творцов истории от гипсовых или бронзовых идолов.

Но если экс-президент оставался по крайней мере последовательным в своем упрямом нежелании учитывать мировоззренческие настроения Южно-Восточной Украины, то экс-премьер-министр ставила своей целью выиграть президентские выборы, а не объединить общество. За время ее руководства в правительстве было несколько попыток подступиться к миссии интегратора. Подписание так называемого письма трех о предоставлении Украине ПДЧ на пути к вступлению в НАТО имело целью заручиться поддержкой прозападно настроенных избирателей, которых все же оказалось слишком мало, чтобы претендовать на успех в президентской кампании. Затем евроатлантическая тема была положена под сукно. Начались поездки в русскоязычные регионы, которые также вскоре были признаны политтехнологами малоэффективными. Затем – возврат к образу украинской Берегини, более украинской, чем сама Леся.

Все эти манипуляции с массовым сознанием привели к глубокому недоверию людей к политикам из так называемого национал-демократического лагеря. Проблема национальной объединительной идеи при этом, разумеется, не исчезла.

Возвращаясь к Тойнби, мы вынуждены согласиться, что историю Украины следует рассматривать во всей сложности процессов, связывающих ее как с объединенной Европой, так и с Россией. Но если евроинтеграционный тренд был и остается стратегическим стержнем нашей исторической перспективы, то отказ от стратегического партнерства с Россией ни в коем случае не может рассматриваться как альтернатива этому тренду. Неприятие обществом антироссийских проявлений подтвердили результаты последних президентских выборов. Думаю, и в Западной Украине, где предыдущая власть имела наибольшую поддержку, многие понимали вредность обострения украинско-российских отношений для наших национальных интересов. Встречаясь с людьми во Львове или Ивано-Франковске, я убедилась: они не сетуют на политику Москвы, а опасаются деукраинизации. Нормализация диалога между Киевом и Москвой, таким образом, не является чем-то, что выглядит как непреодолимое препятствие в процессе объединения Украины. Что касается опасений сворачивания процесса усиления роли украинского языка в создании государства, я убеждена – они напрасны. Постоянная спекуляция на них со стороны оппозиционных сил из той же, извините, кастрюли, что и прокисший борщ якобы антиевропейской настроенности президента Виктора Януковича.

Однако на чем же нам все-таки выстраивать национальную идею? Какими словами убедить непримиримых сторонников той или иной культурной традиции в губительности противостояния в этой сфере? Думаю, когда речь идет о духовности – на взаимном уважении друг к другу и вреде попыток перетянуть кого-либо в тот храм, в который ты ходишь молиться, если твой сосед ходит в другой.

Это должно обеспечиваться новой идеологией Украинского государства, основанной на принципах широкой культурной автономии регионов с правом выбирать тот язык общения, который отвечает потребностям большинства его жителей, ставить памятники тем героям, память о которых живет в их сердцах, отмечать праздники и придерживаться традиций так, как это делали их деды и прадеды, ходить в ту церковь, к которой тянется ваша душа. Путь к решению этой задачи лежит через децентрализацию власти и административную реформу. Делегирование прав определять собственную культурную политику органам местного самоуправления снимет существующее в этой сфере напряжение. Усиленная реальными успехами в экономике, она (культурная политика) быстро превратит Украину в современное европейское государство и если не сразу изменит способ мышления большинства наших соотечественников в пользу европейских ценностей, то по крайней мере сделает в этом направлении ощутимый шаг вперед.

Недавно я перечитывала литературный альманах «Дванадцятка», изданный во Львове при содействии уважаемого всеми нами мэтра Романа Иванычука. В сборник помещены произведения молодой львовской литературной богемы межвоенного периода. Книга является убедительным доказательством присутствия в нашей культуре целой плеяды талантливых писателей-урбанистов, в противоположность распространенному представлению об украинской литературе как сугубо сельской. Однако, читая того же Богдана Нижанкивского, я думала о том, что читателям с Востока, возможно, ближе и понятнее Хвылевый, Панч или Копыленко. Это проблема украинской литературы в целом или ее ценителей на Востоке и Западе? Думаю, нет. По крайней мере, в непохожести представителей литературных цехов этих двух Украин отсутствует конфликт, который мы наблюдаем в политической сфере, конфликт, спровоцированный политиками.

Наши предшественники пытались консолидировать общество вокруг национальной идеи, выстроенной на трагедиях украинского народа. Не получилось, поскольку само по себе знание о Голодоморе или сталинских репрессиях еще не означает, что общество, а не только его отдельные члены, готово экстраполировать эти подходы на всю украинскую историю. Не говоря уже об оценке деятельности руководителей национально-освободительной борьбы.

Вскоре мы будем отмечать 65-летие Великой Победы над фашизмом. Не все выйдут на военный парад, посвященный этому выдающемуся событию, и не все будут встречать этот праздник «со слезами на глазах». Но в отличие от предшественников, нынешнее руководство государства не будет заставлять местные общины организовывать массовые мероприятия по случаю годовщины. Кто захочет – выйдет в этот день с георгиевской лентой, и никто не должен мешать ему это сделать, как и заставлять других разделить с ним радость Победы.

Толерантность и понимание – две важные опоры европейской культуры. Христианство усиливает эту конструкцию призывом к любви. А что же власть? Власть должна всячески поддерживать эти проявления в обществе и делать все от нее зависящее, чтобы упомянутые моральные императивы стали сущностью взаимоотношений между членами общества.

Я помню ненависть, пылавшую в глазах женщин, которые после победы оранжевых набросились на меня и моего ребенка перед Михайловским собором. Правда, позже одна из них, встретив меня во Владимирском соборе, извинилась за то проявление неприязни, но я думаю, что такое не должно повториться ни при каких обстоятельствах, кто бы ни победил в Украине на президентских или других выборах. Свобода выбора как большое благо, дарованное человеку Богом, не может быть присвоена политиками во имя даже самых благородных целей.

Путь к гражданскому взаимопониманию лежит через признание со стороны властей права каждого на отличительные особенности и гарантирование реализации этого права действующим законодательством и независимым судом. Я знаю, что президент преисполнен решимости объединить общество и будет делать это путем преодоления бедности и поддержки широкой культурной автономии регионов. Галичанин может не бояться, что политика власти в языковой сфере претерпит какие-либо радикальные изменения. Просто его соотечественник из русскоязычного Луганска или Крыма будет иметь такие же права, как и он.

Исследуя историю Великобритании, Тойнби выделяет в ней пересечение трех планов социальной жизни – экономического, политического и культурного. При этом определяет, что каждый из них имеет границы своего распространения. Например, экономический охватывает чуть ли не всю освоенную человеком поверхность планеты. Примерно такая же картина и в политическом плане. Однако как только историк начинает анализировать культурную сферу, он приходит к выводу, что связи Великобритании с остальным миром намного скромнее и ограничиваются странами Западной Европы, Америки и некоторых стран южных морей с католическим и протестантским населением. «Но стоит внимательнее всмотреться в культуру этих народов, как мы обнаружим заметное влияние на них русской литературы, дальневосточной живописи, индийской религии», – отмечает Тойнби.

Украина ощущает на себе влияние многих культур, и русской прежде всего, оставаясь при этом вполне самодостаточной и самобытной. Тем более необходимо оставить ее гражданам возможность не задумываться над тем, в каком культурном слое они находятся. Только таким образом со временем в Галичине спокойно будут воспринимать тот факт, что Крым – преимущественно русскоязычный, а на Луганщине то, что «западенцы» не знают русского. И, возможно, тогда местные общины решат, что в этой сфере что-то нужно менять, и начнут возвращаться к идеям, которые в свое время под принуждением и потому безуспешно им пытались навязать из Киева.

Тэги: восток, герман, запад

По материалам: Источник: Зеркала недели

Материалы по теме

Основная цель занятий – отработка слаженных действий экипажа танка и совершенствование уровня подготовки практических навыков у личного состава и их непосредственных командиров.