Директор школы стала инициатором, пишет «борец за украинский язык».
Бредовость постановления Кабмина, предусматривающее запрет использования русского языка в школах, видна невооруженным взглядом. Логический вопрос – кому и зачем это надо?
Бредовость постановления Кабмина, предусматривающее запрет использования русского языка в школах, видна невооруженным взглядом. Логический вопрос – кому и зачем это надо?
Постановление Кабмина № 1033 от 30 сентября 2009 г., предусматривающее жесткий запрет использования русского языка в украиноязычных школах, не только идет в разрез с украинскими и международными нормами прав человека, но и отражает нынешнее плачевное состояние дел в языковом обучении украинской молодежи. Особенно ужасна логично выведенная ученым перспектива, не только уничижения русского языка, но, и на этом фоне, деградации украинского.
Постановление, подчеркнем, о запрете русского языка, увидело свет 30 сентября. Критикой на него мгновенно отреагировали оппоненты Юлии Владимировны, преследующие свои политические цели, интеллектуалы, понимающие бредовость документа, и просто украинские граждане, большинство из которых пока еще не обделено способностью мыслить, анализировать и делать взвешенные выводы. Естественно, информация о ноу-хау Тимошенко незамедлительно разлетелась по всей стране, в том числе, и по Западной Украине, где довольно высок процент националистически настроенных наших сограждан, которым данное Постановление вполне могло прийтись по душе. Не секрет, что в этой части Украины высоки антирусские или, как некоторые говорят, антимоскальские настроения.
Как бы там ни было, решение было принято накануне поездки премьера на Западную Украину 2 октября Юлия Тимошенко посещает с Львовскую область, 3 октября – Ивано-Франковскую, 6 октября – Черновецкую. То есть те регионы, немалое жителей которых, на вопрос о том, нравится ли им постановление о дискредитации русского языка, вполне искренне ответили бы: «Любо нам это Юля, любо». Тем самым, та часть здешних избирателей, которая ранее тяготела к Тягныбоку, Яценюку и иным, как бы, «своим» кандидатам, вполне могла сделать более «правильные» выводы в пользу суперблондинки. Думаю, не ошибусь в своем предположении о том, что в ближайшие две-три недели рейтинг Юлии Владимировны на Западной Украине подскочит на 5-6 процентов. Естественно за счет голосов иных «проукраинских» политиков, популярных ранее в данном регионе. Более того, перед рядом поездок в западную часть государства, такой ярко выраженный антирусский посыл был крайне необходим именно лидеру БЮТ, особенно на фоне ранее звучавших в ее адрес обвинений о том, что она чуть ли не продалась москалям. Но, после своего «языкового» постановления, Юлия Владимировна вполне спокойно может посещать те же Львов, Ивано-Франковск, Черновцы и иные западноукраинские земли. Что она с успехом и сделала.
С позиции политических технологий, ход вполне оправданный. Затрат никаких – лишь росчерк пера, а эффект максимальный. В качестве примера приведу пару комментариев к новости о языковом нововведении на уважаемом лично мною сайте Zaxid.net: «Місько04-10-2009 14: 29. Хоч якісь потуги робить уряд в напрямку формування державності»; «вуйко02-10-2009 16:4. Аж після стількох років Незалежності! Нарешті! Взагалі то немислимо,щоб в якійсь іншій країні аж після стількох років нарешті зобов»язують вчителів говорити виключно державною мовою. Це треба було зробити в перший ж рік незалежності! Добро,що хоч зараз до цього дійшло!!!».
Ни в коей мере, не берусь говорить о массовости такой постановки вопроса на Западной Украине, так как, там также достаточно здравомыслящих людей. На том же сайте можно встретить и такие суждения: «Ку-ку02-10-2009 20:38 Коли забороняють зачинається спротив, а коли рекомендують ненавязливо – то люди прислухаються и впевнюються в слушності запропонованого.Заборона-то є велика глупота!»; «Lviv02-10-2009 22:43. Мені теж неясно, для чого вводити такі постанови. Пам'ятаю, як моя бабця «незлим тихим» згадує часи, коли у школі і вчителям, і учням треба було говорити виключно польською». Речь мною ведется о воздействии на умы лишь части западноукраинского электората, в глаза которому Юлия Владимировна может теперь смотреть торжествующе. И уже посмотрела своими кристально «честными» глазами.
Интересна данная ситуация и с точки зрения действующего законодательства. Тем более, что 2 октября, выступая на Львовском международном экономическом форуме в Трускавце, Юлия Владимировна заявила: ««Хочу сказати, по-перше, абсолютно точно, якщо мені удасться виграти президентську кампанію в Україні, буде диктатура, але диктатура законів» («УП»).
Итак, прежде, чем начать сравнение законодательной базы Украины с текстом Постановления от Тимошенко, приведем часть текста последнего: «В рабочее время в государственном и коммунальном общеобразовательном учебном заведении постоянно должен использоваться украинский язык…». Как видим, звучит четкое требование говорить «постоянно» на украинском языке, и, тем самым, нет времени и места русскому. Хотя, вроде как, данное «постоянство» имеет отношение только к школам с обучением только на украинском языке, тем не менее, с моей точки зрения, и здесь оно противоречит законодательству.
Конституция. В основном законе языковой вопрос выписан следующим образом: «Стаття 10. В Україні гарантується вільний розвиток, використання і захист російської, інших мов національних меншин України. Держава сприяє вивченню мов міжнародного спілкування. Застосування мов в Україні гарантується Конституцією України та визначається законом.»; «Стаття 24. Громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом. Не може бути привілеїв чи обмежень за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майновогостану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками». Поскольку Основной закон страны, декларируя гарантии свободного развития четко выделенного русского языка, отсылает нас к другим законам, мы к ним и обратимся.
Закон «Про мови в Українській РСР», хотя и принят 28 октября 1989 года, в то же время является действующим и подлежащим исполнению, как унаследованный в порядке правонаследования. Более того, поскольку в него законами от 28.02.95 г. (N 75/95-ВР) и 06.03.2003 г. (N 594-IV) были внесены поправки уже Верховной Радой независимой Украины, то его нужно считать нормативно адаптированным к современным реалиям. Если кто захочет поспорить о законности нормативно-правовых актов, пришедших к нам из УССР, то мы рекомендуем заглянуть в законодательную базу страны. Там они увидят десятки таких законов, исполнение которых жестко обязательно. В качестве примера приведем несколько таких законов: «Про міліцію»; «Про державну податкову службу в Україні»; «Кодекс України про адміністративні правопорушення»; «Житловий Кодекс»; «Кодекс законів про працю України»; «Кримінально-процесуальний кодекс України» и еще ряд действующих и обязательных к исполнению законов. Или прикажете их тоже игнорировать?
В законе Украины «Про мови…» вопрос об обучении выписан следующим образом: «Преамбула: «Вибір мови міжособового спілкування громадян Української РСР є невід'ємним правом самих громадян»; «Стаття 4. Мови міжнаціонального спілкування. Мовами міжнаціонального спілкування в Українській РСР є українська, російська та інші мови»; «Стаття 27. Мова навчання і виховання в загальноосвітніх школах. … Вивчення в усіх загальноосвітніх школах української і російської мов є обов'язковим».
То есть, не только запрет на общение с помощью русского языка, но и отсутствие его изучения в нынешних украиноязычных школах является прямым нарушением действующих законов. Здесь есть вопросы не только к премьер-министру Украины, но и к министру образования Вакарчуку, с подачи которого уже внедрены и продолжаются внедряться программы обучения, предусматривающие отсутствие изучения русского языка, и иные новации с явным нарушением законов Украины. Хотя, что здесь рассуждать о законности действий одного отдельно взятого министра, если весь Кабмин из кожи вон лезет, стараясь пропихнуть через Верховную Раду бюджет Украины, наспех скроенный на основании параметров еще не принятого Бюджетного кодекса.
Следующим, и имеющим прямое отношение к нашей теме является Закон «Про освіту», который нпрямо отсылает к рассмотренному выше нормативно-правовому акту: «Стаття 7. Мова освіти. Мова освіти визначається Конституцією України, Законом Української РСР «Про мови в Українській РСР»«. Ссылка на этот документ приведена здесь в качестве еще одного фактора, говорящего о полной легитимности закона «Про мови…».
Вполне возможно, говоря о «диктатуре законов», Юлия Владимировна имела в виду не ныне действующие законы и иные нормативно-правовые акты, а исключительно те, которые будут приняты несколько позднее, и только под ее непосредственным патронатом с позиции президента Украины. Тогда здесь нет никакого подвоха.
Пока же перед нами предстала одна из попыток, и вполне удачная, использовать в своих целях тот самый, уже становящийся пресловутым, вопрос о русском языке. Вот только подход избран технологически тонкий и прямо не бьющий в лоб, а, вроде как, ненавязчиво внедренный в подсознание избирателей, и рассчитанный, где-то, на 2-3 процента дополнительных голосов, но, уже по всей Украине. Много это или мало, покажут 17 и 31 января 2010 года!
Напомним, что 30 сентября депутат от Партии регионов Анна Герман заявила, что публичные выссказывания Юлии Тимошенко о том, что пока она у власти, русский язык никогда не станет вторым государственным в Украине, развязало руки неофашистам.
12 октября Партия регионов обратилась в Конституционный Суд с просьбой отменить постановление Кабмина, запрещающее использовать другие языки, кроме украинского, в украиноязычных школах.
Напомним также, что, по мнению экспертов, при такой языковой политике правительства государственным языком в Украине станет суржик или сетевой «олбанский.
Директор школы стала инициатором, пишет «борец за украинский язык».
Вместо нее в документах украинцев появится английская.