НУНС и БЮТ не терпится сменить городскую власть

Газета «Коммерсант- Украина» сообщила, что лидеры блоков «Наша Украина – Народная самооборона» и БЮТ приняли решение о проведении досрочных выборов мэра Киева и столичного совета до конца текущего года.


В распоряжение газеты попал проект специального закона «О назначении внеочередных выборов депутатов Киевского городского совета и киевского городского главы», который НУНС и БЮТ намерены принять в числе первоочередных. Оставим в покое явно нереальные сроки исполнения задуманного, даже внеочередная избирательная кампания не можем промелькнуть мгновенно, подобно мысли мечтателей. Рассмотрим правовую и политическую вероятность досрочной смены городской власти.

Впервые в политической истории Украины две общенациональные политические силы определили переизбрание органа местного самоуправления как приоритетное задание. На протяжении многих месяцев Ю.Луценко, В.Кирилленко, Ю. Тимошенко и их соратники масштабом помельче заявляют про необходимость переизбрания киевского городского головы. Ненамного реже звучат призывы к замене городских властей в Харькове. Без всякого преувеличения ведётся массированная информационная война против руководства двух крупнейших городов страны. В этом легко убедится, если «полистать» страницы ведущих информационных сайтов Украины за последние полгода-год. Телевидение и пресса тоже не скупятся на внимание к данной теме.

Деятельность городских властей двух столиц Украины весьма активна и воспринимается совсем неоднозначно различными слоями населения и политическими силами. И это абсолютно нормально, Черновецкий и Добкин – не доллары, чтобы всем нравится. Большинство киевлян и харьковчан именно этим политикам доверили власть в своих городах и меры обязанны определённый законом срок обеспечивать развитие мегаполисов, и, разумеется, выполнять обещанное избирателям.

Может ли территориальная громада города заменить избранную власть, не дожидаясь очередных выборов? Может, законодательство предусматривает такие варианты, хотя эти способы довольно громоздки и требуют действительно массовой поддержки граждан, а не антипатии отдельного бизнесмена или партии. Возможные основания досрочного прекращения полномочий месного совета или городского головы изложены в статьях 78-79 Закона Украины «Про местное самоуправление». Добровольная отставка, признание недееспособности судом, пропажа без вести, скоропостижный переход в лучший мир и тому подобные случаи представляются вполне законными, но маловероятными. А вот причины принудительной отставки, которые в значительной мере зависят от умений и активности оппонентов: вступление в силу обвинительного приговора, нарушение Конституции и законов Украины, прав и свобод граждан, неосуществление своих полномочий.

Другими словами, дорога к смещению действующего мера неминуемо пролегает через суд. Оппозиция и в Киеве, и в Харькове любит обвинять Черновецкого и Добкина в постоянных нарушениях закона. Только нарушения какие-то специфические, для агитации и пропаганды годятся, а для оформления судебного иска никак не подходят. Возможно, информационная кампания для оппонентов намного более выгодна, чем реальные перевыборы?

Нарушение городским головой Конституции и прав граждан, возможно, и не потребовало бы судебного процесса, но в таком случае прекратить его полномочия может лишь местный референдум либо две трети депутатов городского совета. Местный референдум узаконен ещё в УССР летом 1991 г. со всеми вытекающими из этого факта фантазиями. Как и любой референдум, пригоден для кратковременного агитационного использования. Доказано Владиславом Протасом.

В Харьковском горсовете абсолютное большинство депутатов – однопартийцы мера, но даже Партия регионов не имеет двух третей голосов. В Киевсовете ситуация значительно веселей. Большинство Черновецкого создано лишь благодаря перебежчикам из БЮТ, «Нашей Украины», «Поры» и других революционных фракций. Столичные «нашеукраинцы», как правило, легко находят общий язык с мером. Отношения Черновецкого с Президентом тоже совсем не такие враждебные, как может показатся. Периодически в Киевсовете меру оппонирует весьма странная кофигурация из фракций БЮТ, Партии регионов и Блока Виталия Кличко.

Проще говоря, ни в харьковском, ни в киевском совете сегодня нет квалифицированного большинства, способного законно отправить в отставку мера. Завтра такого большинства тоже наверняка не будет.

Закон позволяет обойти проблему отсутствия соответствующего большинства в горсовете. Глава областной администрации может поставить перед Верховной Радой вопрос о назначении досрочных выборов городского головы. И Арсен Аваков летом уже обещал именно так и сделать. Только и в этом случае сначала должно быть решение суда о признании распоряжений или действий мера незаконными. Но как раз соблюдения всех норм закона и использования судебных процедур у противников нынешних городских властей пока не наблюдается. Зато с избытком хватает сил на поиск всё новых и новых кандидатур на невакантные должности. Названные же претенденты в меры подобны классификации наук по Ландау. Великий физик говорил: науки бывают естественные, неестественные и противоестественные.