Идея БЮТ о референдуме по изменениям в Конституцию — кризис жанра (эксперты)

Центр исследований политических ценностей обратился к политическим экспертам с вопросом «Насколько реалистичны намерения относительно проведения референдума одновременно с досрочными выборами?»


 

 

 

 

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:

«Даже президент в одном из последних комментариев говорил о нереалистичности этого референдума, об этом говорил и главный законодатель секретариата президента Игорь Пукшин где-то дней десять тому назад. Реалистичность проведения такого голосования в день досрочных выборов достаточно сомнительна».

 

Председатель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний:

«Технологически невозможно провести референдум 30 сентября. Очевидно, инициаторы понимают это, но решились на такую инициативу с целью мобилизации собственных электоральных ресурсов. Проблема в том, что политики, ставя перед собой тактическую цель победы на выборах, иногда не всегда задумываются над проблемами стратегического характера. В современных условиях проведение референдумов может усилить противостояние в обществе по политическому, языково-культурном и региональному признакам. Ведь если одна политическая группа может инициировать референдум относительно конституционных изменений, то другая политическая группа может попробовать организовать референдум относительно НАТО, второго государственного языка и тому подобного. Неконтролируемый маховик референдумов может закрепить противостояние оранжевого и бело-голубого лагерей, которое, к сожалению, совпадает с региональным разделом Украины».

Руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко:

«Само по себе использование референдумов в избирательной кампании аналогично такой же политтехнологической уловке, как и бесконечный сбор подписей в ЦВК за ту или иную партию, которую использовали в предыдущих избирательных кампаниях. Это действенное средство, которое помогает отобрать родственный электорат у близких политических групп. Именно близких. Ведь трудно рассчитывать на успех, когда вас ненавидит какая-то группа, а вы к ней приходите с референдумом. С референдумом приходят к тем, кто рядышком.

Эта кампания направлена на то, чтобы перевербовать внимание и лояльность тех секторов электората, которые пока еще ориентируются на «Нашу Украину». Такая борьба началась. Мы видим, что Луценко предлагает собирать подписи в поддержку отмены депутатской неприкосновенности, что, в свою очередь, является заползанием на электоральное поле БЮТ, которая считает, что борьба с несправедливостью включает в себя борьбу за равенство электората и депутатов».

Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский:

«Я считаю, что не только нереалистично, но и контрпродуктивно. Это признак определенного кризиса БЮТ. БЮТ в настоящий момент должен что-то делать с повесткой дня. Шаги агитации за какие-то абсолютно неинтересные для людей темы относительно конституционной реформы не могут изменить негативную тенденцию блока — он проигрывает конкуренцию на оранжевом поле блока «Ющенко-Луценко-Кириленко».

А относительно возможности вообще провести такой референдум, то я считаю, что это абсолютно нецивилизованно. Нельзя формулировать людям вопросы, которые нуждаются в серьезной подготовке. Это типично экспертные вопросы. Например, отмена депутатской неприкосновенности — это сложный процесс, который в чистом виде не существует ни в одной стране мира. В то же время во всех цивилизованных странах мира есть определенная модель депутатской неприкосновенности. Мы не можем сформулировать вопрос: ты «за» или «против» — это манипуляция общественным мнением. Аналогичная ситуация с президентской или парламентской республикой.

Следовательно, все это напрасно — референдума не будет, и это также недейственно, как технология штаба БЮТ. Необходима абсолютно другая технология, которая бы вернула ее на первое место в оранжевом лагере».

Директор политико-правовых программ Украинского Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Юрий Якименко:

«Я считаю, что эта инициатива не рассчитана на практическую реализацию. Это скорее элемент предвыборной кампании БЮТ. В настоящий момент тема изменения Конституции очень популярна, ее можно использовать в кампании и не обращать внимания на те вопросы, которые нуждаются в более обстоятельных подходах — разработках определенных экономических стратегий и тому подобное. Другой мотив таких инициатив БЮТ заключается в том, что кампания по организации референдума предусматривает общение с людьми «лицом к лицу». Это эффективный технологический прием, но требует использования больших ресурсов». 

Руководитель научных программ Института открытой политики Максим Стриха:

«Эти намерения нереалистичны. Это стопроцентная PR-технология, вопрос только, насколько успешная. Если бы референдум был реалистичным, то вряд ли Юлия Владимировна реально бы согласилась поставить туда по крайней мере половину из предложенного».

 

 

// Интернет Репортер


Блок Юлии Тимошенко с 19 июля начал агитационную работу относительно проведения всеукраинского референдума для внесения изменений в Конституцию одновременно с досрочными парламентскими выборами.