Соглашения и химеры

В. Ющенко проявляет деликатность. В. Янукович сказал, что мы победим. Но не уточнил, кто «мы». Танки в Украине никому не нужны. Бабло, как залог единства. Об основах большевизма.


Влад Красуцкий

Политическая договоренность двух Викторов стала неожиданностью для большей части населения Украины. Подозреваю, что даже для экспертов. Правда, внутренняя неспособность парламентской коалиции к решительным шагам в последние дни становилась все очевидней, но, тем не менее, возможности для продолжения борьбы еще были, и трудно было ожидать, что вот так скоро…

После окончания переговоров Виктор Ющенко на брифинге сказал следующее: «Я очень хотел бы, чтобы состоявшееся сегодня не толковалось, как чья-то победа над кем-то. Убежден, что это здравый смысл, к которому пришли совместно обе стороны. Убежден, что этот ответ давно ожидала нация с комплексом действий, которые бы дали свидетельство, что мы осознали причины этой проблемы, что мы вышли из уроков, что это больше не повторится». Но это не более чем дипломатия. С одной стороны, В. Ющенко сохранял лицо партнера по переговорам, а с другой, в изменившейся ситуации ему и не нужно демонстрировать воинственность и торжество победителя, самое время попытаться встать в позу «отца нации».

К вопросу кто выиграл, кто проиграл, и что именно, мы вернемся позже, а пока посмотрим, как поясняет происшедшее другая сторона. На митинге своих сторонников В. Янукович объяснял, что согласие ПР на досрочные выборы – печальная необходимость. «Мы идем дорогой закона и правды. – сказал лидер регионалов, - Мы терпеливо ждали решения Конституционного Суда. Мы верили в победу права, в торжество демократии. Но наши ожидания того, что и для оппонентов – демократические ценности – самое главное – не оправдались. Мы видим – работа Конституционного Суда заблокирована. Делается все, чтобы дестабилизировать ситуацию, посеять раздор среди людей, противопоставить один регион другому. Оппозиции нужен кризис, а нам – стабильность для добра людей. Им нужны высокие кресла и должности, а нам – экономический рост и новые рабочие места для людей. Им нужна диктатура, а нам – власть народа. Им нужна реприватизация для "любих друзів", а нам – достойная зарплата для тех, кто работает на хорошие пенсии для людей на заслуженном отдыхе... И чтобы сохранить Украину, чтобы сохранить перспективу для народа мы создаем рабочую группу, которая наработает алгоритм действий всех парламентских политических партий, Президента, Верховной Рады, Кабинета Министров. Таким образом, мы войдем в правовое поле, все ветви власти начнут функционировать в правовом поле, парламент в полном составе одобрит необходимые законы для проведения досрочных выборов и лишь после этого можно будет принять решение о досрочных выборах. Такая процедура будет отвечать демократическим основам развития нашего государства, которые основываются на верховенстве права, на правах и свободах человека. Это наши принципы, которые мы всегда отстаивали, и всегда будем отстаивать, с которыми мы снова победим».

Ключевым в выступлении В. Януковича следует считать: а) дистанцирование от своих оппонентов, включая и В. Ющенко («люби друзі» были упомянуты не просто так); б) демонстрация того, что согласие на досрочные выборы дано ради народного блага (единство страны, сохранение экономического роста и т.д.); в) стремление «войти в правовое поле» г) уверенность в победе. К этому прилагалось про зарплаты и пенсии (дежурное блюдо все отечественных политиков). И еще один момент: слова «мы снова победим» можно прилагать как к одной лишь Партии регионов, так, при желании, - и ко всем политическим силам составляющим сегодня парламентское большинство. В целом можно сказать, что спичрайтеры ПР потрудились на славу. Объективная реальность, «данная нам в ощущениях», однако, несколько отличается от эфемерного предмета их трудов.

Прежде всего попытаемся дать ответ на вопрос: а были ли альтернативы у ПР, у коалиции? Благодаря действиям президента и поддерживающих его политических сил, ситуация в стране зашла слишком далеко, чтобы выход из нее был безболезненным для обеих сторон, да, пожалуй, и для страны в целом. Мы не раз уже обращали внимание, на то, что однократный выход за рамки Закона неизбежно приводит к рецидивам. Вслед за первым своим указом В. Ющенко, был вынужден издать второй, столь же антиконституционный, странным образом восстановить в должности генпрокурора С. Пискуна, уволить двух судей КС (с нарушением закона). В промежутках были весьма показательные перестановки судей, по крайней мере, в двух судах общей юрисдикции, ну и еще куча всего «по мелочам». «Точка невозврата» была пройдена быстро. А далее, как говорил герой известного кинофильма: «Либо в ЗАГС, либо к прокурору». Очевидно, что В. Ющенко не остановился бы уже ни перед чем.

Впрочем, танки на улицах едва ли появились бы. Не потому, что президент не смог бы переступить и эту черту. Смог бы. Просто, чтобы захватить власть в Украине, танки не нужны. После звука, который издает забившаяся выхлопная труба автомобиля, все уже готовы построиться рядами и дружно маршировать в нужном направлении…

Сопротивляться парламент и КМ, конечно могли. Прежде всего, они могли просто игнорировать президента. Двоевластие в стране фактически уже почти оформилось. Его оставалось зафиксировать официально (насколько слово «официально» употребимо в такой ситуации). Но, процедура импичмента, в силу несовершенства законодательства, совершенно нереализуема. Значит, пришлось бы пойти на неординарный политический шаг. Оставалось только сослаться на нарушение президентом Конституции, попытку узурпации власти и т. п. и заявить что-то вроде «Низложен!», с одновременным обращением к народу, ко всем органам власти, силовикам и т. д. Однако это означало бы уже выход за рамки правового поля самих коалициантов. Со всеми вытекавшими отсюда последствиями в случае поражения.

Был и более мягкий вариант: настаивать на законности своей позиции и призвать народ игнорировать выборы. На востоке и Юге страны это наверняка привело бы к срыву выборов, даже если В. Ющенко нашел бы легальный способ их профинансировать. Кроме того, состоявшиеся выборы можно было бы оспаривать и в судах, поскольку процедуры были нарушены уже на этапе их подготовки… Подварианты дальнейшего развития событий: а) два парламента, один - безусловно легитимный (старый), другой – более чем сомнительный (новый); б) «новый Северодонецк», точнее – угроза его организации. И вот уже после этого реальным становилось предложение искать компромисс. Поскольку с «той стороной» вести переговоры можно только «не снимая палец с курка».

Согласитесь, даже самый мягкий из всех возможных сценариев требовал не только немалого личного мужества, но еще и уверенности в поддержке большей части страны. Судя по всему, регионалы в ней не уверены. Да и последствия для страны в целом могли бы быть действительно достаточно серьезными. Впрочем, последствия того, что произошло сейчас, будут не менее, а еще более болезненны, но это – другая тема.

Решимости идти до конца или хотя бы решимости имитировать эту решимость у Регионов не было. ПР (как и НСНУ, и БЮТ, и все прочие) – прямо и непосредственно связана с крупным бизнесом. А ему нужно спокойствие любой ценой. Кроме того, интересы крупного бизнеса простираются на всю страну и поэтому он, в какой-то степени, является залогом единства страны.

Неслабым фактором является и страх остаться вне стен парламента, хоть на какой-то промежуток времени. Украина – страна особого капитализма - олигархического. То есть, жизнедеятельность бизнеса в ней, тем более – крупного, крепко связана с работой государственных структур, и весьма зависима от них. Находиться при власти означает обладать определенными преференциями, отторжение от нее чревато неприятностями. Но если бизнес, связанный с парламентской оппозицией, имеет хоть какую-то защиту, то тому, который вообще не имеет в ВР своих представителей, совсем неуютно. Так что, возможно, В. Януковича к достижению согласия с В. Ющенко и подталкивала забота о целостности страны и экономической стабильности, но куда ощутимей было давление со стороны спонсоров ПР.

Нельзя, конечно, исключать и достижения договоренности о блокировании ПР с «Нашей Украиной» и о премьерстве В. Януковича. Напомним, примерно год назад велись переговоры о создании парламентского большинства на основе ПР и «Нашей Украины», кроме того, правительство В. Януковича в своем изначальном варианте включало представителей НУ, хотя сам блок в состав коалиции так и не вошел.

Что касается СПУ и КПУ, то, похоже, с ними регионалы даже не проконсультировались, не говоря уже о том, чтобы получить санкцию. Отсюда – плохо скрытая обида социалистов и чуть более скрытая – коммунистов. И это не пройдет бесследно.

Но и в ПР должны понимать – сегодняшние договоренности ничего не будут значить завтра. Опыт общения с «той стороной», по идее, должен был бы научить регионалов осторожности. Причем ставший привычным глагол «кинуть», в данном случае подходит слабо. Тут дело не в мелкой нечестности «той стороны», а в основах ее ментальности. В. Ющенко и значительная часть его соратников – люди одержимые, они - большевики. А у большевика нет союзников, партнеров, есть только временные попутчики. Соответственно нет, и не может быть, системных или хотя бы долговременных компромиссов. Есть только сиюминутные. Достигнув частичного успеха, большевик полон стремления его развить. Если враг не сдается – его уничтожают, если сдается – все равно уничтожают, со временем уничтожают и попутчиков. Такая философия.

У В. Ющенко есть ряд ключевых политических позиций, от которых он не откажется никогда. Не может отказаться, поскольку одни из них отражают его натуру, а другие еще продиктованы его обязательствами перед известной великой державой. Первая группа связана с его видением Украины исключительно как этнического государства, то есть как страны в которой «все звери равны, но одни звери более равны, чем другие». Вторая – вступление Украины в НАТО и превращение ее в «непотопляемый авианосец» США. Но ПР, кажется, выходила на выборы с чем-то противоположным? Нет?

Но главное, следует всегда помнить, что «пряников сладких всегда не хватает на всех», а «своя рубашка ближе к телу»… Поэтому, даже если, нынешние соглашения внешне будут оформлены не как безоговорочная капитуляция, а как сдача с почетом, с «сохранением знамен и личного оружия офицеров», затем неизбежно последует новый натиск, новый конфликт. Мира не будет, потому что его не может быть.

Переговоры два Виктора вели в «Доме с химерами». Сон разума рождает чудовищ, смерть Закона – тоже. Но об этом уже в следующем материале.