Гром грянул. Мужики попытались перекреститься

Камень в ботинке. Есть судья – есть проблема, нет судьи – нет проблемы. Решительное обращение в ответ на решительные действия. Европа нам не поможет. Вы не подскажете, что принимают от государственного переворота?


Влад Красуцкий

Увольнением двух судей Конституционного суда В. Ющенко фактически заблокировал действие этого органа – единственного органа, который согласно Конституции мог и должен был дать правовую оценку его указам. Фактически страна лишилась последней инстанции, способной вернуть ситуацию в правовое поле.

КС как «камень в ботинке»

О подобной возможности говорилось давно. Еще 10 апреля просочилась информация о том, что в Секретариате президента подготовлен указ об отзыве из Конституционного суда 6 судей, назначенных по президентской квоте. Напомним, что трое из них были назначены самим В. Ющенко, а трое других, в том числе Валерий Пшеничный и Сюзанна Станик, – еще Л. Кучмой. Понятно, что первые трое лично обязаны Виктору Андреевичу, остальные – нет. Но «фракция Ющенко» в КС не исчерпывается только теми людьми, которых он назначил. На самом деле в нее входят как минимум шесть человек.

Напомним, 10 апреля пятеро судей Конституционного Суда Украины - Виктор Шишкин, Владимир Кампо, Дмитрий Лилак, Петр Стецюк и Ярослава Мачужак - выступили с публичным заявлением о своем отказе участвовать в рассмотрении указа президента от 2 апреля. Мотивация была смехотворной – судьи пожаловались на то, что парламентарии и журналисты дают публичную оценку указу. Обидела судей и информация, неоднократно мелькавшая в СМИ, о том, что президент, по крайней мере некоторым из них периодически дает «вводную». Опровержение получилось не слишком убедительным. Скорее наоборот – страна увидела, что у президента в КС есть свои люди. Кампо, Лилак и Шишкин – назначенцы В. Ющенко. Петр Стецюк, попал в КС по квоте Верховной рады, но он выдвиженец фракции "Наша Украина". Мачужак избрана на Съезде судей. К «людям президента» наблюдатели обычно относят еще двух судей КС (некоторые – одного, некоторые - трех). Однако их имена мы приводить не будем, исходя из принципа презумпции невиновности.

Итак, увольнять всех судей президентской квоты В. Ющенко счел излишним, ограничился двумя. Этому есть логичное объяснение. Во-первых, отправляя в отставку всех шестерых, он слишком уж явно продемонстрировал бы намерение заблокировать работу суда. Во-вторых, зачем же наказывать тех, кто и до начала процесса и в его ходе столь явно демонстрировал свою лояльность? Это нехорошо.

Указы, которыми В. Ющенко уволил В. Пшеничного и С. Станик содержат короткое обоснование: «в связи с нарушением присяги». Однако никаких пояснений, в чем оно состояло, в документах нет. Ни полслова. Имеют место лишь устные разъяснения советника президнента Николая Полуденного. В. Пшеничному инкриминируется разглашение в ходе открытого судебного заседания информации, которая касалась заседания закрытого.

Что касается С. Станик, то здесь пояснения Секретариата президента и вовсе анекдотичны. «Это и вопросы, связанные с тем, что она лично взяла дело к рассмотрению без доверенности Конституционного суда Украины. Это и вопрос политических заявлений. Это и вопрос поведения. Ну, например, по моему мнению, поведение, не совместимое со статусом судьи. Этот вопрос соблюдения, несоблюдения законов Украины», - сказал Н. Полуденый в эфире одного из телеканалов. Что имеется ввиду под «несоблюдением законов» он, естественно, не расшифровал. Не объяснил и того, каким образом вообще могло начаться рассмотрение дела, если С. Станик стала докладчиком с нарушением регламента. Насчет «поведения» и «политических заявлений» также полная непонятка. А главное – в чем собственно нарушение присяги?

Согласно Конституции судей КС увольняет тот орган, который их назначил. Иными словами право на увольнение В. Пшеничного и С. Станик теоретически вроде бы имеет. Но есть загвоздка, и не одна. Закон "О Конституционном Суде Украины" предусматривает определенную процедуру увольнения. Прежде всего, решение об освобождении судей принимается в большинстве случаев на заседании самого Конституционного Суда, создается комиссия и т. д. Причем, если речь идет о нарушении присяги, решение об увольнении судьи КС принимает Верховная Рада. Вне зависимости от того, кем был назначен судья. С одной стороны, Конституция выше любого иного закона, с другой – заключение о соответствии того или иного положения нормативных актов Конституции выносит КС. И пока он этого не сделал, закон (в данном случае – о КС) обязателен для всех. В том числе и для президента. Иными словами, прежде чем выносить решение, президент должен был попросить уточнение на этот счет в КС, только он уполномочен толковать законы (ст. 150 Конституции).

И, в любом случае, просто взять и обвинить должностное лицо в нарушении присяги, не расшифровывая в чем оно состоит, нельзя. Это, как минимум, самоуправство. Впрочем, что тут обсуждать, в последнее время все действия В. Ющенко и его окружения носят откровенно незаконный характер, так что не будем тратить время.

Обращением по Указу

Но, так или иначе, В. Ющенко сделал очередной ход. Еще раз подчеркну – предсказуемый. Ведь была апрельская информация, ведь в интервью польской газете (см. «Президент призвал Конституционный суд к воздержанию») В. Ющенко фактически приказал судьям: «Сделайте вид, что вас тут нет». Да и сложившаяся ситуация подталкивала В. Ющенко к решительному шагу. ВР направила в КС представление по поводу второго указа, но, главное, против ожиданий, суд продолжал рассматривать указ первый! Конечно, «оранжевый» лагерь был уверен, что после того как первый указ (согласно второму) утратит действие, производство прекратится, а между тем заседания суда продолжались… Мы только догадываться можем, какие баталии разворачивались там, за закрытыми дверьми, но очевидно, что происходящее В. Ющенко никак не устраивало. То есть можно было ждать атаки на КС, и отстранение пары-тройки судей, пожалуй, было наиболее вероятным направлением удара.

В. Пшеничный и С. Станик оспаривают свое увольнение в Генпрокуратуре. Но, как вы знаете, там только что сменился начальник. Надеюсь, никто не думает, что В. Ющенко восстановил С. Пискуна в связи с приступом законопослушания? Еще депутаты ВР обратились в КС по поводу увольнения двух судей. Но тут, однако, и вовсе анекдотичная ситуация – ведь В. Ющенко уже сделал КС неработоспособным. Хотя, правильней будет сказать – послушным. Кстати, нельзя забывать, что увольнение двух судей – сигнал для остальных. Правда, как мы уже говорили, увольняет судей КС тот, кто и назначает, но уже ясно, что гарант Конституции на эту самую Конституцию чихал.

Да, а что же там коалиция, что спикер и премьер? Так сказать, во всеукраинском масштабе? На увольнение В. Пшеничного Рада откликнулась чем-то совершенно невнятным. Что-то вроде «ах, президент продолжает издавать незаконные указы, ах, какой нехороший…» Вспомнили зачем-то о независимости, о демократии и заявили «решительный протест». Ну, как дети, честное слово… И только после того, как президент уволил еще и С. Станик, лидеры парламентской коалиции разразились серьезным заявлением. Точнее, почти разразились и почти серьезным.

Поскольку на сайте «Дозора» документ полностью не публиковался, приведу его здесь.

Звернення

Черговий незаконний указ Президента України про звільнення вже другого судді Конституційного Суду змушує нас констатувати, що Віктор Ющенко своїми антиконституційними діями штовхає Україну на шлях анархії та хаосу. Видаючи щодня все нові та нові незаконні укази, Президент намагається паралізувати роботу Конституційного Суду, який лише один може врегулювати відносини між гілками влади; на вердикт Конституційного Суду очікує народ України, світова громадськість. Це, по суті, остання інстанція, спроможна повернути життя держави в конституційне русло. Президент намагається паралізувати роботу і інших правових інституцій, заблокувати діяльність інших гілок влади, фактично одноосібно узурпувавши всю владу у своїх руках.

Президент Ющенко цинічно демонструє зневагу до законів, до Конституції України, чим перекреслює усі демократичні надбання, які досягла наша країна за роки незалежності. Непередбачуваність, непрогнозованість вчинків та дій Президента викликає тривогу за завтрашній день держави. На наше переконання, Президент реалізує антиконстуційний заколот. Наступним кроком Президента може бути указ, яким він дасть розпорядження вивести на вулиці танки.

Ми тривалий час закликали Президента України до порозуміння та компромісу. Ми не раз подавали йому плани політичного врегулювання, робили реальні кроки назустріч, але Президент лукавив – перебуваючи на Заході, висловлював демократичні гасла і готовність до компромісу задля єдності країни, а повертаючись до Києва, ще з більшим цинізмом топтався по Законові та по Конституції.

Дії Президента України сьогодні стають небезпечними для держави та народу. Україні загрожує правовий безлад та громадянська війна.

Ми закликаємо міжнародну спільноту негайно втрутитися у ситуацію в країні, надіслати до нашої держави своїх представників, які виконали б посередницьку роль. Ми звертаємося до Ради Європи із закликом підтримати нас у намаганні проти повернення України назад до авторитаризму. Ми закликаємо світ нагадати Президентові Ющенку про демократичні принципи, про верховенство права, про те, що Україна повинна залишатися регіоном спокою і стабільності у центрі Європи.

Віктор Янукович,   Олександр Мороз ,   Петро Симоненко

Прежде всего, бросается в глаза непонятное совмещение адресатов. Обращение адресовано одновременно и гражданам Украины, и ЕС, и международным организациям. Но разве не странно, что лидеры ведущих политических сил страны, включая председателя парламента и премьер-министра, в такой момент обращаются к своим соотечественникам и зарубежным партнерам с одним и тем же посланием? Кажется, именно по этой причине документ и получился непоследовательным.

Призыв к «европам» быть может и правилен, но надежды на какое-то давление с той стороны иллюзорны. Европа не захочет вмешиваться. Кроме того, очевидно – со времен «оранжевой революции», там, на Западе, В. Ющенко, Ю. Тимошенко и их соратники считаются «демократами». Их отнесли к «хорошим парням», соответственно их оппоненты – «плохие парни», по определению. Это если и не навсегда, то надолго. А для «хороших» и «плохих» там стандарты разные. «Хорошие парни» тем и отличаются от «плохих», что «хорошим» можно все. Ну, почти все. Так что если вмешательство извне и будет, то осудят не тех, кто нарушает Конституцию и узурпирует власть, скорее будет иметь место давление на тех, кто этому процессу противится.

Конечно, в своей констатирующей части Обращение впервые расставляет точки над i. Впервые сказано открытым текстом, что В. Ющенко пытается узурпировать власть, цинично топчется по Конституции, совершает антиконституционный мятеж. Наконец-то. Напомню в первом постановлении ВР, принятом в ночь на 3 апреля, термин «государственный переворот» был вымаран. И в дальнейшем, в своих документах парламент и правительство проявляли удивительную «политкорректность», никак не решаясь называть вещи своими именами. А стоило.

Но и нынешняя «твердость», продемонстрированная тремя политическими лидерами, выглядит не вполне убедительно. Поскольку за яркой констатирующей частью следует весьма бледная постановляющая. «Мы призываем мир напомнить президенту…» Допустим. А к чему авторы послания призывают нас? Да ни к чему…

В результате создается странное впечатление: в стране антиконституционный мятеж, и?.. И что? Как в этой ситуации, по мнению Мороза, Симоненко и Януковича, должны вести себя должностные лица, органы власти, граждане? Констатировать факты – задача политологов, политических обозревателей, журналистов. Задача политических лидеров – указывать обществу пути выхода из кризисных ситуаций. Если «кишка тонка» призвать народ «на баррикады», то хоть призовите к спокойствию: дескать, мы все держим под контролем, все нормализуется, «рассосется» само собой… Но хоть к чему-нибудь надо призвать? Иначе зачем свое обращение адресовали народу?

Гром гремит, не переставая. А мужики все никак не хотят креститься. Вот уже полило, обмокли все, вот уже вода к горлу подступает… Наконец, после очередного раската… Но получилось как-то неуверенно.