Президент призвал Конституционный суд к воздержанию

В интервью польской газете «Rzeczpospolita» В. Ющенко заявил, что для достижения политического взаимопонимания в Украине (внимание!), Конституционный суд должен воздержаться от принятия решения относительно конституционности указа президента о роспуске парламента. Речь идет, разумеется, уже о втором указе. Тем самым президент, который изданием второго указа фактически признал неконституционность первого, признал и неконституционность второго.


Влад Красуцкий

Ющенко боится рассмотрения своего указа в КС, он прекрасно понимает, что второй указ обречен, как был обречен первый. Но идея о «воздержании» Конституционного суда, помимо прочего, еще и демонстрирует удивительно неординарный образ мысли нашего (увы, пока еще) президента.

Вдумайтесь, гарант Конституции призывает единственный орган, имеющий полномочия и призванный давать оценку подобным нормативным актам, отказаться от выполнения своих функций. Мало того, что здесь налицо – прямое давление на суд. Это всего лишь «цветочки», мелочи, на которые по привычке уже и внимания не обращаешь. «Ягодка» в том, что В. Ющенко демонстрирует полное нежелание и неумение мыслить правовыми категориями. Для Виктора Андреевича закон, право – понятия пустяшные. Он не что готов ими пренебречь, он не готов их и вовсе замечать. То есть, конечно, когда необходимо - «законопослушность» президента включается, но выключается она столь же легко и внезапно, как и включилась. И это – самое главное. И даже то, что под «достижением политического взаимопонимания» он подразумевает полное, абсолютное подчинение всех и вся своей воле, уже не так важно, это уже второстепенно.

Даже когда президент пытается изобразить законопослушание, получается это у него плохо. «Восстановления» в должности Станислава Пискуна мы уже вкратце коснулись в прошлый раз. Но одновременно В. Ющенко продемонстрировал еще один юридический кульбит: с «восстановлением-увольнением» Евгения Жовтяка. Последний был назначен на должность главы администрации Киевской области в феврале 2005 года. Но в мае 2006-го был уволен. Г-н Жовтяк с увольнением не смирился и стал оспаривать его в судебном порядке. Первая и апелляционная инстанции приняли решения в пользу уволенного. Однако Высший административный суд счел, что прав в этом деле президент. Казалось, дело закончено, но в марте сего года судебная палата по административным делам Верховного суда приняла сторону Е. Жовтяка. Реально же восстановиться в должности он, понятно, не мог – на рабочее место его никто не собирался пускать, как и отменять неправильно изданный указ.

И вот теперь В. Ющенко «проснулся». Поспособствовали этому, как можно предположить, два обстоятельства. Во-первых, ПАСЕ в недавней своей резолюции по Украине, посетовала не невыполнение судебных решений в нашей стране со стороны высоких должностных лиц. Относилось это явно не к премьеру и спикеру парламента. Во-вторых, демонстрируя (весьма неуклюже, как станет ясно позже) стремление исполнить решения судов, президент пытается затенить незаконность иных своих деяний.

26 апреля, примерно через полтора месяца после решения ВС, В. Ющенко восстановил Е. Жовтяка в должности. И тут же уволил. Указов об увольнении и новом назначении на эту должность Веры Ульянченко (нынешнего губернатора Киевщины, которая, по слухам, пользуется большим влиянием на Виктора Андреевича) вроде бы не было. То есть юридически несколько минут (или даже секунд) Киевская область имела двух губернаторов. Само по себе это вроде мелочь, но влекущая за собой определенные последствия.

По Конституции назначить и уволить губернатора президент может лишь по представлению Кабмина (ст. 118). Надеюсь, вы уже не задаетесь вопросом, было ли такое представление? Правильно, вопрос излишний. Ко всему прочему, если президент действовал во исполнение решения суда, то восстановить Е. Жолтяка должен был с момента его увольнения, со всеми вытекающими из этого материальными последствиями…

То есть, если раньше мы имели одно незаконное (так постановил суд) решение президента, то теперь имеем как минимум «полтора». Одно – опять-таки о незаконном увольнении Е. Жолтяка (без представления Кабмина). И второе - о незаконном пребывании в этой должности В. Ульянченко. Ведь нельзя себе представить, чтобы хотя бы секунду одну и ту же должность занимали два человека. Значит Ульянченко нужно было уволить и вновь назначить, но опять всплывает представление правительства… Короче, «сказка про белого бычка». Если что нужно запутать до полного «нераспутывания», обращайтесь к Виктору Андреевичу: поможет.

Чтобы закончить с губернаторами, напомним о том, как их назначали при «новой власти», в 2005 году. Тогда, после утверждения в Верховной Раде Ю. Тимошенко в качестве премьер-министра, случился следующий казус (а правильней сказать – конфуз). Лишь только утвердили правительство, так тут же озвучили фамилии губернаторов, и президент подписал указ об их назначении. Но, как мы уже говорили выше, президент назначает губернаторов по представлению правительства. А оно было только что сформировано, и, естественно не заседало… То есть все губернаторы тогда (включая и А. Авакова) были назначены не-за-кон-но! На глазах у всей страны (шла прямая трансляция).

Конечно, техническая ошибка, конечно, вопрос яйца выеденного не стоил. Но в этой мелочи, как в капле воды отразилось отношение В. Ющенко, Ю. Тимошенко и всей прочей компании к Закону. Как началось, так и продолжается до сих пор, усугубляясь с каждым месяцем, с каждым днем. И вот доходит до того, что президент издает откровенно неконституционный указ, не о чем-нибудь – о роспуске парламента. Затем срывает (по крайней мере, пытается сорвать) его рассмотрение в КС, издавая следующий – такого же качества. И, наконец, заявляет, что суду было бы лучше этот, второй указ и не проверять на соответствие Конституции… Может завтра Виктор Андреевич «распустить» КС, передать полномочия Кабмина Совбезу, «уволить» премьера? Конечно, может! Собственно ожидать можно чего угодно. Пока в стране такой президент.