Выборы переносные (карманный вариант) Часть 2. Урок цинизма

Итак, с утра 25 апреля президент провел урок в средней школе, а к вечеру и на следующий день преподал несколько уроков всему обществу. Уроков цинизма. Указ президента вновь опубликован в "Официальном вестнике президента Украины". Поскольку иных функций это издание не выполняет, его бы впору назвать "Вестником роспуска Верховной Рады". "Вы будете смеяться, но президент снова распустил парламент...". А вдруг это в привычку войдет?


Влад Красуцкий


Новый указ со старым наполнением

Собственно, новый указ президента о досрочном прекращении полномочий парламента можно назвать новым лишь условно. Основные мотивы - те же, что и в предыдущем - "неправомочность формирования коалиции большинства". Вся новизна лишь в том, что юристы президента наконец нашли в Конституции статью 90, на которую теперь, уже в новом варианте старого указа содержится ссылка. Ссылка-то содержится, но содержания за ней - ноль...

"11 липня 2006 року на пленарному засіданні Верховної Ради України було оголошено про формування коаліції депутатських фракцій, до складу якої були включені народні депутати України, які не входили до депутатських фракцій, що сформували цю коаліцію. У березні 2007 року така практика набула масштабного характеру. Тим самим виникли передумови реалізації права Президента України достроково припинити повноваження Верховної Ради України на підставі пункту 1 частини другої статті 90 Конституції України у зв'язку з тим, що коаліція депутатських фракцій у Верховній Раді України була сформована не відповідно до статті 83 Конституції України" - говорится в указе.
Однако 11 июля была создана коалиция большинства, включающая в себя 238 депутатов: 186 - РП, 31 -СПУ, 21 -КПУ. По крайней мере, об этом объявили все информагентства. Или они не о том сообщали? Что касается того, что к коалиции впоследствии присоединялись другие депутаты, то правомочность этого может быть и можно поставить под сомнение, но не более того.

"У Верховній Раді України за результатами виборів і на основі узгодження політичних позицій формується коаліція депутатських фракцій, до складу якої входить більшість народних депутатів України від конституційного складу Верховної Ради України. ... Засади формування, організації діяльності та припинення діяльності коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України встановлюються Конституцією України та Регламентом Верховної Ради України " - это ст. 83 Конституции, на которую ссылается президент.
Из этого текста не следует, что присоединение к коалиции отдельных депутатов, если изначально она была создана на фракционной основе, недопустимо. Ну а если неясность с этим вопросом, если есть сомнения - нужно обращаться в КС за разъяснениями. И ко всему прочему: не смешно ли, что президент "вдруг" вспомнил о неверном (по его мнению) формировании коалиции через полгода после того, как депутаты начали откалываться от "Нашей Украины" и БЮТ? Полгода гарант Конституции терпел нарушения Конституции? Ай-а-ай!

Кстати, заменяя одним указом другой, президент сам себя обвел вокруг пальца. Ведь его весьма сомнительный тезис относительно неконстуционности формирования коалиции большинства, сегодня и вовсе не имеет под собой никаких оснований: в начале апреля коалиция (чтобы лишить президента любых аргументов) официально исключила из своих рядов депутатов не входящих во фракции ПР, СПУ и КПУ. А новый-то указ издан уже после этого…

Интересно сформулирована и причина отмены предыдущего указа : "З метою створення належних умов для усіх суб'єктів виборчого процесу..." Президент пеняет Кабмину и Центризбиркому на то, что финансирование выборов не проводилось и работа ЦИК не велась. И вот поэтому, "з метою створення", прежний отменяется, а новый выходит. Не будем повторять, что прежний был антиконституционен. Даже если бы это было не так, обеспечить нормальный ход выборов все равно было бы невозможно. И, как мы уже писали ранее, не кто иной, как Я. Давидович, ставленник "оранжевых", человек, в зависимости которого от президента может усомниться только сумасшедший, еще в начале марта говорил, что досрочные выборы согласно существующему закону в 60-дневный срок провести нельзя технически.
Забавно звучит и ссылка на ст. 5 Конституции ("Ніхто не може узурпувати державну владу"), поскольку все действия президента В. Ющенко именно на узурпацию власти и направлены.

Как уже говорилось, помимо формальной и не имеющей под собой оснований ссылки на ст. 90 (прием, рассчитанный на идиотов), ничего нового в мотивации "нового" указа нет.

Правда, есть еще одно существенное отличие в постановляющей части. В "старом" указе содержался намек на то, что с момента его принятия ВР не действует как коллегиальный орган. В указе-№2 ее нет. То ли президент действительно полностью прочел ст. 90 ("Повноваження Верховної Ради України припиняються у день відкриття першого засідання Верховної Ради України нового скликання"), то ли счел, что отмененный им самим указ-№1 уже ввел новеллу о "немедленном роспуске" и она уже незримо, вне зависимости от своего несоответствия Конституции, стала частью правового поля страны...

Раз указ и два указ

На что рассчитывал президент, издавая указ-№2? Прежде всего, на то, что КС доведет до конца рассмотрение указа-№1. Кроме того - на эффект неожиданности, на то, что новый указ ошеломит противников и они "согнутся". И, наконец, сейчас он принял меры по укреплению своих позиций, сменив генерального прокурора. То есть теперь он хочет включить прокуратуру в поддержку (язык не поворачивается сказать - в правовую) проведения новых выборов.
Однако вопрос о КС не так уж и прост. С одной стороны, нет указа - и рассматривать нечего.

Действительно, закон "О Конституционном Суде Украины" говорит, что КС принимает к рассмотрению только действующие акты, однако эта норма впрямую касается лишь тех документов, которые затрагивают права и свободы граждан, а также - международные договоры. Что до остальных актов, то прямого запрета на их рассмотрение нет. Иными словами, если КС (то есть большинство его состава) продолжит производство по указу-№1, то едва ли это будет нарушать какие-то нормы (хотя крика со стороны президентской команды и "оппозиции" будет много).

Как стало известно, КС таки продолжит работу над указом-№1 завтра 27 апреля. Но вполне возможно, что как раз завтра он и остановит рассмотрение. И в этом его тоже формально нельзя будет упрекнуть.

Если выйти из юридической плоскости, то, издавая указ-№2, президент фактически признал неконституционность издания указа-№1. Во всяком случае, только так это может быть воспринято буквально всеми, кому не полностью выел глаза "оранжевый туман". Однако на общественное мнение В. Ющенко давно наплевать...
Расчет на ошеломление противников оказался оправданным лишь частично. Парламентом было немедленно принято постановление о неконституционности указа-№2 ("Считать указ президента в части повторного прекращения полномочий и проведения внеочередных выборов изданным без законных оснований"), и подготовлено соответствующее решение в КС. При этом было повторно указано правительству и НБУ о недопустимости финансирования выборов, кои назначены вопреки Конституции. И это правильно. Единственно, что смущает - удивительно (для данной ситуации) примирительная риторика А. Мороза и некоторых депутатов. Кажется, они никак не поймут, что политика умиротворения агрессора еще никогда добром не заканчивалась...

Вот и В. Янукович заявил, что свое решение он примет после того, как "посмотрит в глаза президенту". И что в них смотреть? Неужели чтобы плюнуть? Вряд ли В. Янукович на такое способен. Да и не даст это никакого эффекта - взгляд президента останется таким же чистым и искренним... Но оставим нравственные категории в покое, в нашем случае они совершенно не уместны...

С новым вас Пискуном!

Назначение Святослава Пискуна на пост генпрокурора - ход сильный, и выверен неплохо. Согласно Конституции, генпрокурора президент назначает с согласия ВР. Такой вариант, естественно, не прошел бы. Но президентские умники нашли интересный вариант. В свое время, С. Пискун был уволен президентом Ющенко. Произошло это 14 октября 2005 года. А 4 ноября того же года президент подписал указ о назначении генеральным прокурором Александра Медведько. С тех пор Пискун почти непрерывно судился с Ющенко, пытался восстановиться в должности. На уровне районного суда это ему удалось. Но президент сопротивлялся упорно, подавал апелляции... И, между прочим, все это время вся "оранжевая" команда регулярно выливала на экс-генпрокурора ушаты грязи, фамилия "Пискун" стала почти нарицательной.
Наконец, летом 2006 года Высший административный суд принял решение, что С.Пискун не может вернуться на пост генпрокурора. Собственно и сам он, ставший к тому времени нардепом от Партии регионов(!), уже вроде как и не жаждал восстановления в должности.

Но сегодня А. Медведько перестал устраивать В. Ющенко - слишком самостоятельным стал.

И вот, "нежданно-негаданно", 26 апреля сего года Шевченковский суд Киева восстанавливает Пискуна. И, представьте себе, Виктор Ющенко немедленно бросается решение суда исполнять, бегом!

"Я выполняю решение Шевченковского районного суда относительно этого вопроса... Кто-то хотел, чтобы через подобные шаги президент был втянут в конфликт между судами, который бы затянулся на недели или месяцы, сформировал дестабилизацию в Генеральной прокуратуре, ощущение двоевластия, неопределенности. Я не являюсь сторонником такого процесса", - заявил В. Ющенко. Ах, какой законопослушный у нас президент! И прошло-то всего ничего - полтора года с тех пор, как человек начал судиться. А вы говорите - в глаза посмотреть...

Что же сам С. Пискун? А то. Человек этот к ПР примкнул совершенно случайно, как "пострадавший". Служить президенту Ющенко будет преданно, как уже служил ему в 2005 г., как служил ранее Л. Кучме. На таких людей может положиться любой президент.

В общем - чисто сработанно. Почти. Поскольку есть одна "загогулина". Говорят, что решение о восстановлении Пискуна суд принял с грубыми нарушениями. Дело вроде должно было рассматриваться 3 судьями, а его рассматривал только один судья. Забавно также, что суд все действия по делу провел... за один день. И наконец, есть ведь ранее вынесенные решения по этому же делу и Верховного суда и Высшего административного. Как быть с ними? Или районный суд выше Верховного, когда это нужно президенту?

Словом, приходится еще и еще раз констатировать: от Леонида Кучмы Виктор Ющенко далеко ушел. То, что Леонид Данилович и помыслить не мог, Виктор Андреевич творит запросто, не оглядываясь ни на что. Так что слово "кучмизм" нынче следует считать хвалебным.