Продлить нельзя не продлевать.

Выборы как они есть, если их нет. Центризбирком не принял ни одного решения. Эффект домино. Что делать, когда перрон ушел? — Вернуть его в зад. Читайте Конституцию, г-н президент, внимательно читайте. Уже не верховная, но Рада при президенте Украины. «Государство – это я!».


В политическом анекдоте советских времен Л. Брежнев предложил зашторить окна в стоящем вагоне и слегка его раскачивать – «чтобы казалось, что мы куда-то едем». Все происходящее вокруг так называемых досрочных выборов до боли и тошноты напоминает этот анекдот. Право же, можно было бы даже посмеяться. Если бы не было так грустно. Если бы все это происходило не с нами, а где-то в другой стране.

Выборы состоятся при любой погоде — убеждает харьковчан Арсен Аваков. «Машина выборов набирает ход» — буквально вчера заявил политолог Вадим Карасав. НСНУ и БЮТ проводят съезды, утверждают списки, в эту же игру включились политические карлики, которые надеются стать великанами, искупавшись в мутной воде, туда же плюхнулась с размаху и Наталья Витренко со своими сторонниками…

Перрончик тронется, вагон останется

Между тем, по данным главы Облизбиркома Николая Селезнева, в Харькове до сих пор не сформированы избирательные комиссии, никаких указаний из Центризбиркома на местах не получали.

Здесь необходимо открыть один «секрет», который впрочем, секретом ни для кого не является. «Вагон» стоит. Его даже не раскачивают – некому. Просто пассажиры с удовольствием общаются между собой и машут нам из окон платочками – будто прощаются. Вот и все.

С третьего апреля (то есть с момента когда «приехал цирк») и по настоящее время в Центризбиркоме, похоже (очень, очень, похоже!) не было ни одного заседания. Ни единого. В первые пару дней члены ЦИК, включая его председателя Ярослава Давидовича, не могли «прийти в себя», «переваривали» Указ. То есть, как вся страна пребывали в шоке… Нет, неправильно сказал. Не «как вся страна», а в гораздо более глубоком шоке, поскольку они, как специалисты, изначально понимали: провести легитимные выборы в указанные сроки невозможно, даже если бы Указ президента соответствовал Конституции.

Кстати, никто иной как сам Я. Давидович в начале марта сего года (то есть примерно за месяц до пресловутого Указа), в интервью «Зеркалу недели» утверждал, что досрочные выборы практически неосуществимы. По крайней мере, без существенного изменения и расширения ст. 102 Закона «О выборах народных депутатов» (той единственной, в которой о них говорится). При этом Давидович, конечно, имел ввиду ситуацию, при которой с первого же дня объявления выборов ЦИК с головой погрузится в работу… Чего в настоящий момент нет и близко.

Пару раз работу ЦИК приостанавливали решения судов общей юрисдикции. Их оперативно отменяли, но работу они тормозили. Однако дело совсем не в этих решениях. Не было бы их, ЦИК все равно полноценно работать не смог бы. Дело в том, что четверо членов ЦИК, один за другим (4, 5 и 6 апреля) взяли больничный. Правда, на днях, один из них на работу вышел, но ненадолго — в тот же день его увезла скорая…

Что там у кого болит, и не носит ли эпидемия «дипломатический» характер – вопрос двадцатый. Факт есть факт. В ЦИК 13 членов. Кворум – 10 человек. Нет кворума – нет заседаний. Но согласно Закону ЦИК – орган коллегиальный. Решения он может принимать только коллективно. Председатель ЦМК в этом смысле имеет не больше прав, чем, например, председатель парламента. Следовательно, если он без решения ЦИК разошлет на места какой-то документ за своей подписью, бумажку эту можно будет разве что «повесить на гвоздик».

«Сменить состав ЦИК!» — закричали в революционном угаре бютовцы, нешеукраинцы и прочие самооборонцы, когда осознали, чем это грозит. Но одно дело – кричать, другое – сделать. Сменить ЦИК может только президент и парламент совместно, и никак иначе. А парламент, по словам тех же крикунов, – «не существует». Во коллизия! Что ж, сами виноваты, думать надо было, прежде чем трясти…

Но не будем отвлекаться, «поехали», перрон не ждет. Представление от партий и блоков, входящих в парламент, по кандидатам в окружные избирательные комиссии следовало сделать не позже 3 апреля. Третьего они не поступили ни от одной политической силы. Четвертого появились списки от БЮТ и «Нашей Украины». Но документ нашеукраинцев не имел печати ПППУ (А. Кинах). Следовательно, его нельзя признать законным. Правда, нашеукраинцы «запустили мульку» — дескать, на межпартийном съезде ПППУ была исключена из блока. Обхохочешься. Это когда было — 2, 3, 4 апреля??? Где, в каком помещении он проходил? Когда прошли съезды партий входящих в блок?.. Кто делегировал депутатов на межпартийный съезд и кто их видел?.. В общем, список НУ – туфта. И мы имеем один весьма условно (опоздали на день) легитимный список – от БЮТ.

Но и это не все. Создание окружных комиссий оформляется решением ЦИК. А решения не было и быть не могло (кворума-то нет!). Последний день для их создания истек 6 апреля. И даже если вдруг ЦИК сегодня к вечеру соберется на первое заседание – перрон ушел… А вслед за этим как шеренга домино рушатся все предусмотренные в законе сроки. Впрочем, перечислять, что там во-вторых, что в-третьих, уже и не интересно. Поскольку, «во-вторых»: а как вам нравится «во-первых»?

Получается, оспорить выборы можно уже сегодня, за полтора месяца до выборов… Само собой, это понятно всем, включая тех, кто радостно машет нам платочками. И в их головах начали рождаться… не то чтобы мысли, но что-то похожее. Общий их смысл – отодвинуть сроки.

Нет предела фантазиям

Не к чести киевских политологов, идея о возможном продлении срока выборов была озвучена некоторыми из них еще до того, как овладела политическими массами. Политические массы мысль думали недолго и выплеснули ее в народ. Народ проглотил, как глотает все подряд.

На самом деле идея совершенно абсурдна по сути, поскольку Конституция строго определяет время отведенное на досрочные выборы Рады – до 60 дней. А это значит, что «добрая воля», политические компромиссы, консенсусы и все такое прочее – для болтовни на кухне. Есть Конституция и все. Некоторые неразумные, но многоговорящие представители парламентского большинства, тоже приняли участие в обсуждении того, чего быть не может по определению. Это обидно, поскольку до сих пор именно коалиционеры защищали Конституцию (ну, так по жизни вышло) и отход от своих четких позиций их не украшает. Худшее, что может ожидать Украину, это если противоборствующие политические стороны в экстазе политического согласия, бросившись во взаимные объятия, затопчут Закон. Потому что без Закона стране, единой или не очень, все равно «капец».

Пару дней назад, В. Ющенко трансформируя идею о продлении выборов, высказал еще одну до колик в животе интересную мысль. Он сказал, что готов приостановить действие злополучного Указа на несколько недель. По мнению гаранта, за это время Рада внесет изменения в закон о выборах, после чего действие Указа возобновится. Таким образом, досрочные выборы не отменяются, но срок их будет продлен.

Мысль интересная во многих аспектах. Прежде всего, хотелось бы знать: с чего это вдруг парламентское большинство будет вносить изменения в закон, подписывая, тем самым себе приговор? Куда вероятней, что оно с большим удовольствием потратит время на подготовку импичмента.

Стоит заметить, что Рада и сегодня, будь у нее такое желание, могла бы вносить такие изменения. Ведь «не существует» парламент лишь в мечтах В. Ющенко, А. Авакова и иже с ними. Потому что Указ президента находится в прямом противоречии не только со второй частью ст. 90 Конституции, но и с первой ее частью («Повноваження Верховної Ради України припиняються у день відкриття першого засідання Верховної Ради України нового скликання»), а также со ст. 81. Парламент – орган, который работает непрерывно, старый состав слагает полномочия, лишь с обретением полномочий новым составом. И не может быть такого, чтобы два месяца в стране не действовал законодательный орган власти.

Но вернемся к идее президента. К сожалению (для В. Ющенко) она не содержится ответ на главный вопрос: что будет, когда КС отменит Указ в силу его антиконституционности? То есть «приостановит» его насовсем. Ведь приостановка Указа отнюдь не останавливает производство по делу. (Которое с полным основанием можно было бы назвать так: «Гарант Конституции против Конституции»).

Далее. Аспект юридический. Цитирую ст. 77 Конституции: «Позачергові вибори до Верховної Ради України призначаються Президентом України і проводяться в період шістдесяти днів з дня опублікування рішення про дострокове припинення повноважень Верховної Ради України». Понятно? Конституция не отсчитывает дни, в которые Указ «действует» или «не действует», она определила – 60 дней после публикации Указа, и растянуть этот срок не-воз-мож-но. То же самое, в такой же форме выписано и в законе о выборах. То есть дату 27 мая нельзя сдвинуть никакими «приостановками».

Если президенту так сильно хочется, то нужно вносить изменения в Конституцию, но даже при наличии доброй воли всех депутатов и КС (который проводит экспертизу вносимых изменений) процедура такова, что уложиться никак нельзя даже в три месяца, не то, что в полтора… (подробности опускаю, поверьте на слово или прочтите XIII-й раздел Конституции).

Ну, а теперь, «на закуску», давайте помечтаем вместе с президентом. Что было бы, если бы идея В. Ющенко была воплощена в жизнь? Допустим, КС не работает, а президент Указ приостанавливает. Приостановил один раз, можно ведь и во второй, и в третий. Можно так: по четным – действует, по нечетным не действует. А можно и на неопределенный срок.

Парламентарии оказываются в полной зависимости от воли президента: чуть что не так – действие Указа можно восстановить. А с учетом того, что у президента есть еще право вето... Короче, вместо парламента получается уникальный орган – «Комиссия по законодательству при президенте Украины». А В. Ющенко становится самодержцем всея Украины и с полным основанием может повторить вслед за Людовиком XIV: «Господа, вы думали, что государство – это вы… Государство – это я!» Это, несомненно, был бы шаг в Европу. Но — в средневековую. Ах, мечты, мечты…

Переходя на серьезный тон, могу лишь повторить то, что говорил неоднократно: и год, и два и пять лет назад. Государственный деятель или орган власти, единожды нарушивший закон обречен нарушать его постоянно. Для общества лучше, когда такие деятели как можно быстрее уходят в политическое забвение – просто меньше успевают натворить. Уходите Виктор Андреевич. Уходите сейчас.

P. S.: Как стало известно, только сегодня в Киеве начался съезд блока «Наша Украина», на котором должны исключить из состава блока Партию промышленников и предпринимателей Украины. Сегодня, напомню – 19 апреля. Срок на формирование ОИК истек 3 апреля. А, кроме того, замечу, что г-да нашеукраицы в очередной раз расписались в, собственно, вранье.

Влад Красуцкий