Один год Михаила Добкина

«Владимир Шумилкин поздравил Михаила Добкина с победой на выборах мэра» — эту информацию распространили харьковские информагентства и СМИ 27 марта 2006 года. Прошел год, настала пора оценить, что удалось новому мэру, а что – нет.


Год политики

«Мы будем заниматься не политикой, а хозяйством», - подчеркнул новоизбранный мэр в одном из первых своих интервью в этом качестве. В другом, отвечая на вопрос журналиста, он говорил так: «Я не вижу никаких трудностей, и буду находить пути работы с любым губернатором. Выборы закончились, эта страница нашей истории уже в прошлом. Строить сегодня отношения по принципу: ты - "оранжевый", а я - "бело-синий", означает вовлекать Харьков в непонятные противостояния. Если губернатор будет поддерживать все те решения городской власти, которые направлены на улучшение жизни харьковчан, то я думаю, у нас не возникнет ни одного вопроса».

«Вопросы» возникли, губернатор «не поддержал», и политикой пришлось заниматься параллельно с «работой по хозяйству».

Пытаясь навести порядок в сфере земельных отношений, городской совет не только приостановил раздачу земельных участков, но и отменил ряд решений принятых предшественниками, что вызвало бурю возмущения со стороны структур, привыкших решать вопросы «под столом переговоров». В первую очередь, группы «Таргет». Вскоре противостояние из юридической плоскости перешло в политическую, выплеснулось на площади.

На первых порах политические партии в этом конфликте не светились. «Наша Украина» изначально заявила о своей оппозиционности, но впрямую атаковала городскую власть и большинство горсовета разве что в вопросе о статусе русского языка. В. Протас прошлым летом даже пожаловался на то, что «Наша Украина» его бросила. Однако уже осенью местные организации партий, «с треском» проигравших выборы, открыто поддержали идею братьев Протасов о проведении референдума по отзыву городского головы.

Что касается А. Авакова, то с первых же дней контролируемые им СМИ заняли в отношении М. Добкина и его команды позицию, которую можно выразить словами: «О хорошем – ни слова». В. Протас стал в Харькове главным «ньюсмейкером». Ближе к холодам губернатор принял уже личное участие в травле городских властей, а к весне и вовсе перешел на прямые оскорбления…

В общем, надежды молодого мэра на сотрудничество с губернатором не сбылись, а накал политической борьбы после марта прошлого года не только не ослабевал, а, наоборот, усиливался с каждым месяцем. Видимо год назад М. Добкин не учел двух обстоятельств. Во-первых, с зимы 2004 года выборная страда в Украине носит перманентный характер. А во-вторых, желание просто спокойно поработать как раз более всего и беспокоит политических оппонентов - а вдруг ты и впрямь добьешься успехов?

Год хозяйствования

«Там столько сделать надо (в сфере ЖКХ, ред.), что долго рассказывать. В целом, будем переходить на новые методы управления, потому что сейчас на дворе XXI век, а коммунальники работают как в 50-60-х годах века прошлого. … Мы будем уделять больше внимания архитектуре города, потому что тут строил кто хотел и как хотел. У нас в городе нет серьезных инвесторов. И при той системе выделения земельных участков, которая была при прежней власти, серьезный инвестор никогда бы не пришел. …. Харьков остановился в своем развитии…» - это новоиспеченный мэр говорил год назад.

И что удалось? Удалось начать реформирование жилищно-коммунального сектора. Именно начать, поскольку создание КП «Жилкомсервис», «Служба-062», «Харьковгорлифт» и все прочее – это только начало. Чтобы шестеренки закрутились как надо, необходимо время. (Кстати, «все и сразу» никто изначально и не обещал). С другой стороны, задержки и торможения в процессе реформирования ЖКХ очевидны всем. Основных причин – две. Во-первых, сопротивление изнутри самой системы - «нынешние-бывшие руководители очень бы хотели возврата к старому: кто-то - из меркантильных целей, кто-то - потому, что очень сложно перестроиться». Во-вторых, отчаянное желание политических оппонентов не допустить того, чтобы преобразования, начатые городской властью, начали приносить плоды. Апофеозом стал призыв губернатора к населению не платить за коммунальные услуги… Сам мэр оценил успехи в области ЖКХ на «три с плюсом, по пятибалльной шкале». Может, поскромничал, но самую малость.

В сфере земельных отношений власть свои обещания пока выполняет полностью. Принято решение о земельных торгах, утверждены соответствующие документы, в мае ожидается первый аукцион. Важность предпринятых шагов нельзя недооценивать. М. Добкин никогда не скрывал намерения извлечь из городской земли максимум средств для городского бюджета, теперь такая возможность есть. Заодно процесс станет чище – скандалы уйдут в прошлое, а добросовестный инвестор будет чувствовать себя в Харькове уверенней.

Серьезные шаги сделаны в сфере городского транспорта. Ликвидировано одно депо, что сократило расходы «Горэлектротранса». Внедряется система электронного учета, которая в перспективе должна сделать коммунальный электротранспорт безубыточным. Альтернативой такому решению могло быть только постоянное повышение цен на проезд, но вряд ли это понравилось бы пассажирам. Одновременно, впервые, начиная с советских времен, городская власть серьезно взялась за обновление трамвайно-троллейбусного парка.

Можно вспомнить очистку города от незаконно установленных киосков и игровых автоматов, как правило, ничего не приносивших городу, но пополнявших бюджеты лиц, которые их «крышевали»; новогоднюю елку, концерты, фейерверки, которых раньше харьковчане и представить себе не могли…

Вспомнить можно многое. В целом же, подводя итог, следует отметить, что М. Добкин и его команда взялись за расчистку авгиевых конюшен, «душистое» содержание которых, копилось годами. Именно масштабность работ и приводит иногда к ошибкам, локальным неудачам… Добрый десяток лет все было спокойно, город сонно увядал, медленно разрушаясь, а сейчас все бурлит, и иногда это раздражает. Жить в эпоху перемен, действительно не всегда уютно. Но стоит напомнить, что провести капитальный ремонт еще никогда и никому не удавалось без временного дискомфорта.