Юля приревновала харьковчан к мэру

Юлия Тимошенко объявила всеобщую мобилизацию, а заодно — войну местным властям. В том числе и в Харькове


В форуме депутатов местных советов от Блока Юлии Тимошенко приняли участие около 3000 человек. В их числе были и представители ПРП, которая влилась в БЮТ уже после выборов. Цель мероприятия, по меткому выражению одного из его участников, — «встряхнуть» местные партийные организации. Время его проведения, как представляется, было выбрано не случайно.

Собственно «встряхивание» началось уже с принятия закона об императивном мандате для депутатов местных советов. С его помощью Ю. Тимошенко хочет вернуть в семейное лоно блудных сынов и дочерей, коим находиться в двойной (к президенту и Антикризисной коалиции) оппозиции показалось слишком уж дискомфортным. К моменту проведения форума закон еще не был подписан президентом. Но уже угроза его вступления в действие, по замыслу Ю. Тимошенко, должна была «взбодрить», а значит и сплотить.

И будет вам счастье

Впрочем, на Харьковщине из фракций БЮТ, кажется, никто не убегал. И для нас наибольший интерес представляет выпад Юлии Владимировны в адрес городских властей. «В Харьковской области — самая циничная власть, включая мэра Харькова. Нынешний мэр — это горе города Харькова и лицо Партии регионов в городе Харькове, — заявила Ю. Тимошенко. — Мы будем принимать участие в референдуме, будем принимать участие в акциях, направленных на досрочные выборы мэра». Иными словами — война.

«Особый цинизм» мэра и его команды, судя по всему, Юлия Владимировна видит в «многократно повышенных» тарифах. Правда, этот упрек был отнесен не только к харьковчанам, а и ко всем местным властям по всей Украине. Юлия Владимировна, понятно, пообещала тарифы понизить. Причем — «многократно». Как только сама придет к власти. Во сколько раз — не разъяснила, так что можно надеяться — будет дешевле, чем в 1917 году…

Забавно, что снижением тарифов Юлия Владимировна заодно собирается и спасти коммунальную сферу: «Если мы не остановим этот процесс, то он приведет к банкротству жилищно­коммунальной организации, и вследствие этого — к банкротству «Нафтогаза Украины». То есть, чем меньше они получат, тем богаче будут жить; чем выше зарплаты, тем меньше инфляция, ну и так далее, в обычном стиле.

Тiльки Таргет

Впрочем, обсуждение логики Юлии Владимировны выходит за рамки данной статьи. Вернемся к «циничному» мэру. Как известно, инициатором референдума по его отставке стала торговая группа «Таргет». Она организует сборы граждан, она же, похоже, их, граждан, и делегирует…

На первых порах местные политические организации в этой схватке явного участия не принимали (должно быть, считали это не вполне приличным), как бы прячась за широкими спинами братьев Протасов. Поначалу не очень светилась в этом деле и Харьковская ОГА. То есть, с одной стороны, «Таргет» во всю пиарился на контролируемых Арсеном Аваковым телеканалах (включая как его частные владения, так и ОТБ), но сам губернатор от прямых выпадов воздерживался. В декабре­январе искры между губернатором и мэром стали пролетать все чаще и, в конце концов, Арсен Борисович самолично встал в ряды борцов за земельные участки.

Подключение к этой борьбе БЮТ, конечно, добавит головной боли «регионалам». Но не только им. Местным БЮТовцам тоже. Непосредственно после выборов харьковский БЮТ заявил о своей непримиримой оппозиционности, как­то раз депутаты блока в знак протеста против чего-то даже покинули зал заседаний горсовета. Но впоследствии их опозиционность, по крайней мере на городском уровне, приобрела относительный характер.

Глава харьковского БЮТ А. Фельдман никогда и не скрывал хорошего отношения к нынешнему мэру. «Добкин уже десять лет мой друг, и я готов подставить ему плечо», — заявил Александр Борисович на одной из пресс­конференций. А собственно, почему бы и нет? Каких-либо конфликтов между городскими властями и структурами А. Фельдмана до сих пор не возникало.

Но теперь киевское руководство предлагает Александру Борисовичу и его сподвижникам поучаствовать в войне за чужие интересы, да еще и против давнего приятеля. Есть над чем поразмыслить —кому нужно похмелье в чужом пиру?

При этом стоит учесть, что в местной партийной организации БЮТ есть ведь и свои внутренние противоречия (как и в любой другой). В свое время А. Фельдман и его структуры значительно усилили харьковский БЮТ — и финансово, и организационно, и интеллектуально. Но при этом, естественно, было слегка «подвинуто» прежнее руководство. То есть, с одной стороны, «мы говорим БЮТ — подразумеваем Фельдман», а с другой — есть и иные претенденты на место «подразумеваемого».

Помимо того, прежде чем вступать в схватку, местные лидеры БЮТ должны трезво взвесить и возможные шансы. Допустим, идея референдума по мэру воплотится в жизнь. Но, напомним, на прошлых выборах в Харьковской области БЮТ получил 12,7% голосов. Немало, конечно, особенно в сравнении с «Нашей Украиной» (5,9%), однако ПР имела 51,7%. В горсовете БЮТ вместе с НСНУ и «Блоком Шумилкина» имеет 28 мандатов из 100, и это тоже характеризует симпатии харьковчан.

Так что основания ревновать харьковчан и к ПР, и лично к М. Добкину у Юлии Владимировны имеются. Конечно, регионалы потеряли какую-то часть популярности в силу известного синдрома «поствыборного разочарования», но едва ли эти потери катастрофичны. Нельзя также забывать, что результат последних выборов был получен в условиях, когда в руках «оранжевых» был сосредоточен весь «админресурс», а сегодня это не так.

Опасный соратник

Что же касается нынешнего всплеска активности руководства БЮТ, то он, на мой взгляд, обусловлен не тарифами, и не «циничностью» мэров, а тем, что на политической арене у Ю. Тимошенко с недавних пор появился достаточно серьезный конкурент — Ю. Луценко. Нынешнего президента Юлия Владимировна уже давно рассматривает как «хромую утку», попытки создать «правицю» будут долгими и тяжкими, да и нет в той части политического спектра сколь­нибудь серьезных фигур. А вот Луценко — это может быть серьезно. Не для Украины, конечно, а лично для Леди Ю.

Оба они, и Луценко, и Тимошенко, опираются на крайние формы популизма, оба не гнушаются использовать нарочито оскорбительную риторику, оба в сознании обывателя олицетворяют собой надежду на «сильную руку». Словом, у них одно электоральное поле, они — прямые конкуренты.

Конечно, до политических высот Юрию Витальевичу еще расти и расти, но прозорливая Тимошенко прекрасно понимает, что потенциального конкурента лучше удавить, пока не вылупился. И лишь только Ю. Луценко начал свое первое пиар¬турне, как тут же и получил.

«Сегодня эти новые «озимые поколения», которых толкают во все стороны, которые на всех телеканалах. Они в регионах на проплаченных трибунах, на проплаченных концертах. Сегодня начинается новый дурман для народа Украины. А люди думают, что, ах, пришел новый политик. Если вы видите, что идет очередная проплаченная технология, которая растит новые силы, — пожалуйста, разъясните людям, кто эти новые проекты…» — это все о нем. Юрий Витальевич может даже гордиться. Это — признание.

На форуме БЮТ в очередной раз прозвучали заявления о роспуске парламента. Но это — очередной блеф. Главная цель — внушить надежду соратникам (а то разбегутся). А заодно — поддерживать накал, нервировать оппонентов. Распускать парламент Ющенко сегодня не будет — уж ему­то новые выборы точно ничего не сулят. Активизация партийцев на местном уровне (в том числе и обещание поддержать «антимэрский» референдум в Харькове) преследует в сущности ту же цель — единство рядов. Борьба должна перессорить местных БЮТовцев со всеми вокруг, да так, чтобы возврата не было. Перессорятся — не будет поползновений «смотреть на сторону». А иначе, чем сплотить?

Одновременно Тимошенко затевает с Ю. Луценко борьбу на опережение — он только обещает вести народ на какие­то баррикады, а баррикады — вот они, уже возведены, и на знамени — светлый облик женщины с косой.

Так что Михаилу Марковичу не стоит обижаться на Ю. Тимошенко за то, что она назвала его «горем» — в этом нет ничего личного. Не Добкин, так Шумилкин, Иванов, Петров, Сидоров. Не важно. Юлии Владимировне всегда нужна война — все равно с кем, все равно за что. Итоги премьерства Ю. Тимошенко в 2005 году кто­то из западных аналитиков сравнил с ковровыми бомбардировками. Это сравнение справедливо вдвойне: как в смысле последствий, так и в смысле инструментария. Юлия Владимировна как политик может существовать только в условиях перманентной войны. Мир ей противопоказан. И сегодняшний плевок в сторону М. Добкина нацелен в Ю. Луценко.

Влад Красуцкий