Турки интересуются украинским берегом

Пока наши туристы загорают под солнцем Анталии, турецкие предприниматели обращают внимание на украинские курорты. Некоторые даже планируют построить в Украине свои отели. Прежде всего, турков привлекают Одесса и Крым, но они подумывают и о развитии своего бизнеса в таких крупных городах, как Харьков и Киев.


Несмотря на уникальный рекреационный потенциал Украины, страну посещает меньшее количество туристов, чем хотелось бы. Даже  патриоты-чиновники в Украине не отдыхают. Мэр Харькова, например, рыбу удить махнул то ли на Волгу, то ли на Сену. А все потому, что у нас практически отсутствуют отельные комплексы высокого уровня. Например, пятизвездочных отелей в Украине всего 3 (с космическими ценами!), в то время как в турецком городе Анталия их насчитывается аж 400. Что касается Харькова, то хороших отелей в городе раз-два и обчелся. Взять, например, ту же гостиницу "Харьков". Цены в ней от 50 долларов за ночь, а сервис, чистота, порядок и комфорт слабо отвечают установленным расценкам. Может, владельцам гостиниц стоит взять на вооружение опыт турецких коллег? Возможно, тогда наши люди смогут без боязни останавливаться в незнакомых городах, и будут отдыхать в Крыму не на квартире у «тети Маши», или в санатории по путевке от производства, а в настоящем комфортабельном отеле, где «все включено».

Турецкие бизнесмены  Эркан Эрен, президент юридической фирмы «Эрен Лтд.», и Джонкун Ардахан, владелец сети пятизвездочных отелей «Лира», приехали в Украину с целью выучить местные законы и оценить возможные риски для инвесторов. В первую очередь их интересует туристическая и рекреационная зона, поскольку «до 2012 года турецкие бизнесмены планируют вложить в Украину около 15 млрд. долларов». Вчера турки побывали и в Харькове. Эркан Эрен рассказал, что со своими украинскими партнерами (которых пока держит в секрете) он собирается построить трехзвездочные отели в Одессе и Крыму и впервые применить в Украине систему «все включено». Он уверяет, что номер в его отеле будет стоить не больше 120 долларов. Компания, которая планирует строить отели, совместно украинско-турецкая, а значит, налоги от прибыли турбизнеса будут поступать в казну двух государств. Персонал также будет представлен гражданами обеих держав.

Учитывая тот факт, что среди рядовых турков возрастает интерес к Украине в рекреационном плане, турецкие бизнесмены совместно с турфирмами «Юная Тур» и «Укрферритур» планируют разработать план маршрутов, которые начинались бы со Стамбула и продолжались в Одессе, Киеве и регионе Карпат в круизе на лайнере «Южная Пальмира». Новые маршруты, благодаря этому сотрудничеству, ждут и украинских путешественников. Однако, стоит помнить, что в соответствии с украинским законодательством ни один человек не может покинуть пределы страны, не оформив соответствующую страховку. В ее пользе на собственном печальном опыте убедились украинские туристы, которые пострадали в недавней катастрофе по дороге из аэропорта Анталии в город Белек. Большинство путешественников были застрахованы в компании «Эталон». Именно страховка помогла им получить медицинскую помощь вовремя.

Во многих турецких отелях сегодня работают и наши земляки-харьковчане. Студенты местных вузов рассказывают, что там они сопровождают русскоговорящих туристов из аэропорта в отели (эта профессия называется трансфер), помогают гидам, работают на ресепшн. В связи с развитием украино-турецких бизнес-отношений турки обещают обучить персонал, который будет трудиться в отелях на территории Украины, украинскому и русскому языку.

Украина богата историческими памятками, однако посмотреть их приезжает малое количество иностранцев. Развитие туристического бизнеса требует капиталовложений, но мало кто из украинских бизнесменов вкладывает средства в туризм. Поэтому за дело берутся более рискованные иностранные инвесторы. Они уверены в возможностях развития украинских курортных зон больше, чем сами украинцы. Что ж, остается довериться профессионалам. Глядишь, не только на берегах, а и в крупных экономических центрах отели строить начнут! Главное, чтобы местные власти палки в колеса не вставляли. Ведь местные чиновники не то что иностранцам, но и своим строителям работать не дают, по крайней мере в Харькове. Как говорим, сам не гам, и другому не дам. Может, хоть аэропорт в соответствующее состояние приведут. А то стыдно как-то: прилетят к нам турки, а у нас не аэропорт, а двухкомнатная квартира.

Кстати, среди главных причин оттока иностранных туристов из Крыма эксперты называют и политический кризис в стране, и конфликт в Феодосии, и стремительно растущие цены. Николай Томенко, глава Комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма говорит, что одна из главных проблем отечественной туристической сферы - это отсутствие информационной государственной поддержки и высококлассной рекламы украинских курортов. «В то же время активизировалась так называемая "антиреклама" в СМИ соседних стран, которым выгодно создать негативный имидж отдыха на наших курортах и которые нарочно акцентируют внимание на неблагоприятной политической, экономической или санитарно-эпидемиологической ситуации в Украине, особенно в Крыму»,- подчеркивает он. 


Кроме того, отечественные туроператоры всю свою информационную кампанию направляют на выездной, а не на внутренний туризм. Как результат, говорит Николай Томенко, мы имеем в этом курортном сезоне существенное снижение туристов из России и стран СНГ в то время, как количество туристов из ЕС увеличилось. Не связывать такое явление с информационной политикой просто невозможно.


Политик уверен, что без четкой государственной информационной поддержки на внутреннем и внешнем туристических рынках украинская курортно-рекреационная сфера будет оставаться на том же невысоком уровне, и желающих отдыхать в Украине будет все меньше.
«Между тем, известно, что все страны, где туризм является существенной доходной строкой бюджета, выделяют большие суммы на рекламную кампанию,- добавляет он.-  К примеру, в этом году соседняя Польша выделила на рекламу своих курортов 7,1 млн долларов, Венгрия - 11,6 млн долларов, Испания и Греция - 71,6 и 114 млн евро соответственно. У нас же в 2006 году госфинансирование рекламно-информационной деятельности просто не предусмотрено».

Инесса Терре