Харьковчанки появились в первых в мире спектаклях с дополненной реальностью

Харьковская хореографка Ольга Дробыш - LeRoy Dance Company - и танцовщицы Карина Алимирзаева и Юлия Цыб приняли участие в проектах «ALTstage: Крок з екрану».


Это разработанная в Украине международной командой уникальная технология использования дополненной реальности (AR) вместе с живыми событиями или видеоконтентом. Сейчас попробовать, на что способна ALTstage, можно на сайте altstage.com.ua - его открыли для всех желающих. Там представлены четыре спектакля современного танца с AR, в том числе перформанс харьковчанок «Поза часом». Посмотреть их можно где угодно, бесплатно, имея только ноутбук или компьютер и современный смартфон с соответствующим приложением.

«Представьте, что плоскость экрана и пространство сцены больше не отделены друг от друга. Актер прямо на ваших глазах становится то плоским, то объемным и может свободно передвигаться между экранной и сценической реальностями. Видели ли вы что-то подобное? Чувствовали присутствие актера прямо здесь, у вас дома, в трехмерном пространстве перед экраном? Мы хотим подарить вам эти ощущения», - утверждает менеджер проекта ALTstage Александр Маншилин.

Увидеть, как это работает, можно на сайте altstage.com.ua, предварительно установив мобильное приложение ALTstage через Google Play или App Store. Ваш ноутбук станет сценой, а танцовщики сделают шаг с экрана и появятся на клавиатуре. Этот режим работы технологии разработчики назвали HOME. Другой режим - LIVE - создан для живых событий, например, театральных представлений: сценическое пространство делится на три слоя - экран проекции, живых исполнителей и дополненную реальность, а все присутствующие зрители одновременно видят AR через собственные смартфоны.

«Есть хореографы, которые работают только с телом, изучают его, трансформируют свои мысли для зрителя исключительно через тело танцовщика, - рассказывает Ольга Дробыш. - А есть те, кто любят привлекать технологии: мультимедиа, проекции, летающих дронов, роботов. Наш проект, конечно, больше подходит ко второй категории. Так мы ищем лучшие способы передать зрителям образы видимого и невидимого миров».

По словам харьковской хореографки, чтобы сделать представление в новом формате, ей пришлось стать посредницей между продюсерами и своими танцовщицами,. До последнего дня они не до конца понимали, как это будет выглядеть. Но, когда танцовщицы увидели видеозапись первого прогона, были в восторге.

«Я с удовольствием соглашаюсь на предложения Оли Дробыш принять участие в новых проектах, - говорит танцовщица Карина Алимирзаева. - Тем более в таком инновационном. Мы не полностью понимали, что это, как это будет выглядеть в итоге, но мы чувствовали, что получаем уникальный опыт, знания, вдохновение. Так и получилось».

Ее партнерша по сцене Юлия Цыб отмечает, что работать в новом формате гораздо труднее, потому что нужно мыслить не в трех измерениях, а в трех пространствах: «Здесь три реальности, три сцены, и ты можешь существовать одновременно на всех трех. Но при этом в три раза сложнее присутствовать там не просто технически, но и эмоционально - проживать танец в каждой из реальностей».

Как украинцам удалось сделать то, чего не делал еще никто в мире, объясняет Антон Овчинников, креативный продюсер ALTstage: «Мы работали в двух направлениях. Первый - синхронизация потоков видео в дополненной реальности и на экране. Это давало возможности для объединения двух реальностей в одну. Второе направление - создание возможности воспроизводить в дополненной реальности волюметрическое (объемное) видео. Не 3D-модели, а именно видеозапись реального человека. Удалось оптимизировать его до такого состояния и объема, чтобы сделать пригодным для воспроизведения большинством современных смартфонов. Как шутят наши программисты, «засунули двигатель от самолета под капот машины».

Для демонстрации прототипа технологии ALTstage было создано четыре коротких перформанса современного танца. Их авторы: Ярослав Кайнар, Ирина Башук, Ольга Дробыш и дуэт Ольги Безгиновой и Анастасии Кузьмичёвой. Но возможности применения технологии гораздо шире, поэтому на первые презентации в Киеве, кроме СМИ, были приглашены представители фэшн-индустрии, театра, индустрии развлечений, сферы образования и даже агробизнеса. В результате разработчики проекта получили несколько предложений сотрудничества.

С помощью ALTstage можно создавать контент для различных видов искусства, образования, медиа, маркетинга, рекламы - всего, что нужно презентовать. Разработчики нашли способы сделать технологию пригодной для использования с обычными гаджетами, и доступной для проектов с небольшими бюджетами. А главной задачей проекта является не предложение готовых развлекательных или художественных перформансов, а предоставление новых современных инструментов для этого. «Это как в крафт-ресторане: мы не предлагаем вам готовый бургер по рецепту. Мы предлагаем вам ингредиенты, из которых вы сами можете создать свой неповторимый бургер», - объясняет Александр Маншилин.

Идея ALTstage принадлежит немецкому режиссеру и драматургу Максу Шумахеру. Вместе с Post Theater ее воплощают Украинская платформа современного танца и IT-компания WeAR Studio. Проект реализуется при поддержке Дома Европы (программа Европейского Союза) и Украинского культурного фонда (УКФ). Осенью разработчики запустят платформу ALTstage, где можно будет размещать контент в этом формате и делиться им со зрителями.

ALTstage

Платформа сучасного танцю

Post Theater

WeAR Studio

Материалы по теме