В Харькове откроется инклюзивная выставка двух художников-подростков

8 мая в помещении арт-студии Aza Nizi Maza (Чернышевская, 4) откроется выставка «Ветки и трубы». Ее авторы – двое подростков: Михаил Ивашура, художник с аутизмом, который рисует метрополитен и городскую застройку, и Василий Верещагин, который создает свой микромир в комиксах и исследует стрит-арт.


Проект является частью детской программы второй национальной Биеннале молодого искусства. Выставка продлится до 7 июня, вход свободный.

В мае увидеть выставку можно в будни 16:00-19:30, субботу 11:00-18:00, воскресенье 11:00-15:00. С 1 июня: вторник-пятница с 13:00 до 18:00.

Парная выставка Василия Верещагина и Михаила Ивашуры «Ветки и трубы» – это рассказ о мироздании, о фантастическом и урбанистическом садах. В двух частях выставки художники стремятся охватить окружающий мир, зафиксировать его явления и принципы.

Среди сюжетов Михаила Ивашуры, художника с аутизмом, значительное место занимает городская подземка. Художник путешествует ветвями харьковского метрополитена, останавливается на станциях и в малейших мелочах обрисовывает их интерьеры. Его также интересует карта метро: трехлинейная структура с кропотливо подписанными названиями всех остановок постоянно воспроизводится в его работах. На картах, как и в пространствах станций, время от времени происходят изменения – в названиях или внешнем виде. И художник вводит их постепенно, соглашаясь лишь на некоторые из них.

«Когда Миша уже уверенно сидел на детском стульчике, я дала ему карандаши, – рассказывает Наталья Ивашура, мама Михаила и соучредительница фонда «Цветы жизни», который занимается детьми с особенностями аутистичного спектра. – Он рисовал, ему нравилось. Когда Миша перестал говорить, обращать внимание на людей, забыл, что называл меня «мама», все, что осталось, – это рисование. И так мы начали учить Мишу заново жить с нами, не уходя окончательно в свой аутичный мир, а он продолжил рисовать и делиться своим миром».

Василий Верещагин (также известный в фейсбуке и комикс-сообществе под псевдонимом Васяжжот) создал свой проект в ответ на тему Биеннале молодого искусства «Кажется, я захожу в наш сад». Собрав вместе свои рисунки, он разделил их на группы, группам дал латинские имена и связал в единую структуру. В ней маленькие, коричневые и прямоугольные существа противопоставлены большим и сложным, инфернальные – небесным, а между ними простираются трубы и существа, появившиеся из прыска граффити-баллончика.

«Мне не нравилось рисование в школе, оно было очень формальным, – говорит Вася Верещагин. – Мне не нравилось, что творчество вообще как-то оценивается. Это не очень правильно, на мой взгляд. Выставка «Ветки и трубы» – это энциклопедия живого и неживого. Я хотел принять участие в основной программе Биеннале молодого искусства, но для этого нужно достичь хотя бы 16 лет, и Борис Филоненко (куратор основной программы) сказал, что можно сделать мне отдельную выставку. Затем придумали совместный проект с Мишей, объединили мою модель мира и его. Биеннале меняет культуру. Это что-то новое для Харькова, для украинской культуры, я хочу это развивать, стать частью небольших изменений».

Николай Коломиец, руководитель студии Aza Nizi Maza, которая курирует детскую программу Биеннале молодого искусства, считает, что Мишу и Васю показательными примерами самостоятельных художников, которые сформировали свой стиль вне художественных школ. (Ни один из этих двух художников не является учеником этой или другой студии.) «Вася – самодостаточный художник, безумно трудолюбивый пацан, которому плевать на формальное художественное образование, ему главное – работать, и мне это очень импонирует. Вася создает свою модель Вселенной, от микробов – до бога. Мир Миши – это структура метрополитена, с его станциями и ветвями. Он рисует по памяти, прорисовывая мельчайшие детали, математически выстраивая перспективу. Иногда рисует прямо в метро, ​​иногда ищет в интернете фотографии других подземок. Люди здесь условны, схематичны, а метрополитен – почти фотографическая история», – рассказывает куратор.

Одна из задач детской программы, которая стартовала раньше основной части Биеннале молодого искусства, – показать, что художественное высказывание не делится на «взрослое» и «детское», а юные художники и художницы порой способны на более мощное высказывание, чем их старшие коллеги.

Напомним, что детская программа открылась 19 апреля плакатной акцией «Плакат на коленке», которая просуществовала всего несколько часов и была уничтожена из-за халатности харьковского городского департамента коммунального хозяйства. Ученики и ученицы студии ответили на это новой акцией.

Основная программа Биеннале начнется в сентябре этого года и продлится до конца октября.

Материалы по теме