Независимые СМИ в Украине для представительства ЕС является одним из ключевых приоритетов - Юргис Вилчинскас

Среди приоритетов Европейского Союза в Украине – не только безвизовый режим, рост экономики и эффективное правительство. Это также сильные громады, независимые СМИ и гражданское общество.


Об этом руководитель отдела прессы и информации Представительства ЕС Юргис Вилчинскас заявил сегодня, выступая на панельной дискусси с представителями медиа и общественных организаций. 

Программой для региональных СМИ предусмотрены небольшие гранты на поддержку СМИ. Это образовательные мероприятия - в формате курсов по подготовке репортажей или конкурсов для журналистов. 
Отвечая на вопрос журналиста одной из редакций относительно проектов, предполагающих техническую піддержку (например, для создания видео-контента), он сообщил, что у Представительства ЕС в Украине нет фондов на то, чтобы покупать редакциям региональных СМИ компьютеры, камеры или другую технику.

«Финансовая поддержка региональных медиа едва ли станет существенной частью ваших доходов, – подчеркнул он. – Скорее, это может стать мотивацией для запусков тематических проектов или хорошим стимулом для блогеров».


Ю.Вилчинскас также рассказал о запуске сети региональных офисов Радио «Громадське» и «Громадске ТБ», который стал для Представительства ЕС в Украине одним из ключевых проектов 2016 года.

В свою очередь харьковский журналист и медиаменеджер Ростислав Касьяненко предложил посмотреть на ситуацию в коммунальных СМИ, которые сейчас проходят реформирование, чтобы уже в краткосрочном будущем стать независимыми. В пример он поставил редакцию газеты «Слобідський Край» (в недавнем прошлом – печатный орган областного совета), которая производит оригинальный контент и делает интересные спецпроекты - по тем же переселенцам, которые в Харькове составляют серьезную часть целевой аудитории».

По словам медиаменеджера, не стоит, однако, забывать о ресурсах, которые должны обеспечивать качество этого контента и базу редакционной независимости. Ведь пока вчерашние коммунальные СМИ продолжают зависеть от местных властей – хотя бы потому, что те предоставляют им помещение в Госпроме по договору аренды за символическую 1 грн.


«Если предположить, что власти их формально больше не содержат, то как только газета начнет размещать интересные читателю, однако неудобные для власти материалы, то уже на следующий день СМИ лишится всех этих благ», – предположил Р. Касьяненко

Проблема взаимодействия СМИ и власти – стара как мир, уверен представитель Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания в Харьковской области Евгений Маслов. Он рассказал об интересной опции для медиа, о которых они должны знать, отстаивая принципы свободы слова, декларируемые в списке основных прав и свобод граждан США и Евросоюза.

Программа Нацсовета по вопросам ТВ и РВ сегодня открывает перед радиовещателями  возможность достаточно просто получить лицензию  на FM-радиостанцию, отметил он.


«В сжатые сроки вы получите медиапространство и аудиторию, которые ранее были достоянием только крупных мегаполисов. По большому счету, можно в каждом городе или громаде с населением до 10 тисяч человек найти недорогую возможность для запуска FM-радиовещания. И это не может не радовать наших колег из представительства ЕС, – считает Е.Маслов. – Сегодня – это единственная возможность для развития независимого украинского информационного пространства. Мы начали с городов Харьковской области, у которых есть большой потенциал».

Поддержка независимых СМИ для представительства ЕС в Украине является одним из ключевых приоритетов, подчеркнул Юргис Вилчинскас. По его словам, журналисты всегда стоят перед выбором: брать деньги у местных властей и писать, как все хорошо в твоем городе; или писать, как все обстоит на самом деле, и не получать эти деньги, выживая на поступления от рекламы. Причем, как он утверждает та же самая проблема существует и на его родине в Литве.

"Ситуация со СМИ в целом очень тяжелая, ибо существующая бизнес-модель устарела. Она пересматривается во всем мире, поскольку читатель привык бесплатно читать хорошую аналитику и интересные новости, и уже не хочет за это платить. В постсоветских странах у общества вообще серьезная проблема с аналитическим мышлением, отсюда – и все беды. Но проблема с независимыми СМИ и качественной подачей информации – отнюдь не локальная. К сожалению, мы со своими бюджетами всех этих проблем решить не сможем – получится лишь точечно в каких-то проектах помочь ресурсами здесь и сейчас. 

«Нужно понимать, что рекламный рынок в регионах критически мал. Поэтому данная модель капитализации едва ли сможет  обеспечить редакциям независимость. Единственный выход для них на переходном этапе – сосредоточить усилия на поиске грантов: представительства Евросоюза, Фонда в поддержку демократии США, USAID и других демократических институтов», - рекомендует Р. Касьяненко.

Примечательно, что удачные примеры создания в Харькове оригинальных медиа при поддержке доноров уже есть. В качестве одного из них, реализованного совместно с Международным фондом «Відродження», професор Тарас Данько привел Kharkiv Observer - медиа-проект на английском языке, ориентированный именно на международное комьюнити. По словам эксперта команды Team Europe, его идея заключается как раз в том, что местные активисты и общественные организации, прежде чем искать партнеров за рубежом, должны сначала  рассказать о себе на английском языке. Ведь чтобы узнать, кто же вы на самом деле, ваш потенциальный партнер далеко в Лондоне или Брюсселе, сперва начнет искать о вас понятную ему информацию в Google.

"Поэтому мы создали такой ресурс, который дает возможность нашим харьковским организациям рассказывать о себе на английском. Однако это контент-проект, а не пиар-ресурс. Именно через взаимодействие журналиста и общественной организации можно сделать такую ​историю, которая станет первым шагом к созданию международного репутационного капитала", - уверен Т.Данько.

По словам профессора, в Харькове очень не хватает экспертной репутации, общественных и медиа-репутаций - все это надо понемногу поднимать для того, чтобы представители гражданского общества могли эффективно взаимодействовать с Европейским Союзом.

«Команда «Team Europe» в этом вопросе - еще один важный инструмент для коммуникаций местных NGO с украинским офисом Евросоюза. Эта экспертная группа может быть полезной и эффективной для тех, кто хочет быть в курсе инициатив и новых проектов представительства ЕС», - считает Данько.

Его коллега по «Team Europe» Елена Розсказова призвала представителей медиа и общественных организаций, у которых есть какие-то инициативы, обращаться к харьковским амбассадорам этой команды.

«Если проект стоящий, мы будем искать возможность его поддержать», - пообещала она и привела пример со студенткой из Национального университета Каразина. 

«Девушка выступила с идеей - провести интерактивную лекцию по правам человека с участием иностранных студентов, с которыми можно было вживую общаться. То есть это была именно инициатива "снизу" - очень интересный опыт для Фонда. Такие команды «Team Europe» созданы не только в Харькове, но и в Одессе - вы можете следить за нащими мероприятиями в группе «Team Europe Ukraine» в Facebook. или непосредственно с нами связываться, приходить со своими идеями. Если у вас будет желание, я думаю, что вместе у нас все получится».

Завершая панель, советник по вопросам прессы и информации Представительства ЕС Виктория Давыдова сделала акцент на программе поддержки представительством Евросоюза независимых СМИ в регионах.

«В головах украинцев, которые слышали о безвизовом режиме лишь по телевизору, Евросоюз не так близко, как нам хотелось бы. Для них он по-прежнему далеко, "где-то на наших западных рубежах. И чтобы сделать его ближе и понятнее для каждого украинца, приблизить его к европейским ценностям и стандартам жизни, мы начинаем консультации с региональными СМИ. Ведь почти в каждом городе есть свои истории успеха, есть те, кто учился или успешно работал в Европе. Они могут быть, даже сами не осознавая того, лучше кого бы то ни было амбассадорами ЕС в этом городе. Нет необходимости звать каких-то VIP-персон: своему поверят больше. Мы обращаем на это внимание наших коллег-журналистов, и лед в этом направлении постепенно трогается», - подчеркнула Давыдова.

Напомним, как сообщил ранее  руководитель отдела прессы и информации Представительства ЕС Юргис Вилчинскас, Харьков для украинского офиса Евросоюза стоит на особом месте.

«Мы здесь бываем практически каждый второй месяц. Сейчас хотели бы представить европейские программы и проекты, связанные с образованием, молодежью, нашими информационными ресурсами для медиа и общественных организаций. Это «мягкая» культурная сфера. Она очень для нас важна ... Мы хотим в будущем увидеть Харьков креативным городом. Городом креативных индустрий, культурных индустрий»

Материалы по теме

Многие сталкиваются с необходимостью аренды или покупки квартиры. При этом предпочитают совершать сделки не через агентство и риэлторов, а напрямую с владельцем.