На строительство метрополитенов в Украине в преддверии Чемпионата Европы-2012 года планируется потратить порядка 23 млрд грн. Еженедельник «Власть денег» предполагает, что около трети этой суммы – т.е. около 7 млрд грн. – осядет на счетах частных компаний, которые уже сейчас пытаются потеснить из сферы метростроя государство.
«Власть денег»: За метро воюют Ярославский, Дерипаска и чешский миллиардер Крупа

На данный момент строительством метро в Украине занимается Государственная корпорация по строительству метрополитенов и тоннелей «Укрметротоннельстрой». В ее состав входят ОАО «Киевметрострой», ОАО «Днепрметрострой», ООО «Донецкшахтометрострой» и ОАО «Харьковметрострой». Впрочем, отметим, что это объединение можно считать государственным лишь условно – у всех участников (за исключением «Днепрметростроя») в той или иной мере уже присутствует приватный капитал. Так, ОАО «Киевметрострой» полностью перешло в частные руки, совладельцем ОАО «Харьковметрострой» является чешский миллиардер Павол Крупа (контролирует 38%), а соучредителем ООО «Донецкшахтометрострой», по информации «ВД», – гендиректор этого предприятия Николай Клюшниченко.
Издание отмечает, что сейчас в эту сферу активно включаются новые компании. Так, метростроительством интересуются Валерий и Сергей Мошенские (группа компаний «Планета»), Олег Дерипаска и Александр Ярославский (компания «Starbag.Ukraine»), российские бизнесмены Владимир Костылев и Евгений Сур (СК «Мост»), австрийцы Пласидо Альварес Хольгадо и Райнхард Штокингер (группа компаний «Alpine-Bau»), а также испанец Франциско Марин (группа компаний «OHL International»).
Этим новичкам предстоит посоревноваться с такими грандами метростроя, как Владимир Петренко (глава правления ОАО «Киевметрострой»), Василий Савченко («Днепрметрострой»), Николай Клюшниченко («Донецкшахтометрострой»), а также Павол Крупа (мажоритарный акционер ОАО «Харьковметрострой»).
Как отмечает ВД, борьба за подряд на строительство метро в Харькове может начаться уже в текущем году. «Еще в 1992 году Харьковский метрополитен заключил контракт с «Харьковметростроем» на выполнение строительно-монтажных работ по возведению пускового участка харьковского метрополитена – участок между станциями «Научная» и «Проспект Победы». Проект должен быть реализован в текущем году, и только после этого будет проведен тендер на выполнение последующих работ», – пишет издание.
По мнению ВД, главным конкурентом «Харьковметростроя» выступит компания «Starbag» А.Ярославского и О.Дерипаски. Тем более, что руководство концерна уже высказало заинтересованность в строительстве метро в Харькове, Киеве и других городах.
СПРАВКА:
Олег Дерипаска (компания «Базовый элемент»). Состояние – $28 млрд.
Александр Ярославский (компаниия DCH). Состояние – $2.6 млрд.
Starbag.Ukrainе. Компания создана в конце прошлого года австрийским концерном Strabag AG, группой «Базовый элемент» Дерипаски и холдингом DCH Ярославского. В концерн входит 85 компаний. Фирма имеет 500 представительств в более чем 30 странах и около 10 тыс. строительных площадок. Оборот за 2007 г. – около €11 млрд. В Украине Strabag заинтересована в строительстве дорог, сооружении и реконструкции аэропортов, модернизации приграничных пунктов. Планирует принимать участие во всех тендерах, проводимых «Укрзалізницею». Наиболее громкие проекты – реконструкция Харьковского аэропорта и стадиона Металлист, строительство крупного офисного центра в Киеве.