Минпромполитики против «Турбоатома». Борьба за контроль над украинским турбостроением

Чиновники Минпромполитики при содействии руководства ГП «Электротяжмаш» (Харьков) делают все для того, чтобы «утопить» флагман украинского турбостроения – харьковский завод «Турбоатом».


Совещание, прошедшее в Министерстве промышленной политики, которое прошло в конце ноября, продемонстрировало: власть и контроль над денежными потоками для украинских чиновников важнее, чем репутация Украины как государства у иностранных партнеров. «Индийский контракт» стал «козырной картой», с помощью которой чиновники Минпромполитики пытаются установить полный контроль над отраслью.

История «индийского контракта» началась в 2002 г., когда «Турбоатом» выиграл тендер, объявленный корпорацией «NPCIL», на поставку 4-х комплектов оборудования для индийских АЭС «Кайга» и «Раджастан». В комплекты входили турбины производства «Турбоатома», генераторы производства завода «Электротяжмаш» и системы управления производства харьковского завода им.Шевченко. «Турбоатом» является комплектным поставщиком и контрактодержателем, причем такое решение было принято по требованию индийской стороны.

Еще при подготовке контракта, в 2002 г., руководство «Турбоатома» хотело заказать генераторы у россиян, качество продукции и элементарная дисциплинированность которых была на порядок выше, чем у вечно «проблемного» «Электротяжмаша». Но Харьковская областная государственная администрация надавила тогда на руководителей «Турбоатома». Мотивация местных чиновников была проста: «Электротяжмаш» – в бедственном положении, заводу нужны заказы, а вы собираетесь отдать выгодный заказ россиянам». На одной чаше весов находился патриотизм, на другой – деловая целесообразность. «Туробоатом» попытался выйти из положения, предложив индийцам напрямую заключить договор о поставке генераторов с «Электротяжмашем». После посещения завода индийцы заявили примерно следующее: «Напрямую с этим заводом мы работать не желаем, но если «Турбоатом» настаивает на участии «Электротяжмаша», то пусть он и берет на себя всю ответственность». «Турбоатом» с индийцами согласился. В итоге остались довольны все: харьковские чиновники, проявившие заботу об отечественном производителе, «Электротяжмаш», получивший выгодный заказ, и индийцы, переложившие груз ответственности за участие в контракте «проблемного» «Электротяжмаша» на своего давнего надежного партнера – «Турбоатом». Так была заложена бомба замедленного действия, которая взорвалась в конце августа этого года.

К счастью, до буквального взрыва дело не дошло. 26 августа 2007 г. в Индии произошла остановка энергоблока АЭС «Кайга-3» в связи с неполадками в работе электрогенератора, изготовленного «Электротяжмашем». На момент ЧП акт приема-передачи еще не был подписан, а оборудование не было сдано в промышленную эксплуатацию. Как было установлено позже, неполадки произошли по вине индийцев, которые нарушили правила эксплуатации. Сама индийская сторона, кстати, это признала, попросила прислать запасные части, организовать ремонтные работы и предоставить смету на устранение неполадок, которую была готова оплатить. Казалось бы, что может быть проще: посчитай свои затраты, вышли в Индию детали и специалистов и устрани проблему. Поломка генератора, конечно, ситуация нештатная, но при желании решаемая.

«Турбоатом», естественно, переадресовал просьбу индийцев «Электротяжмашу», генератор производства которого вышел из строя. После нескольких дней раздумий руководство завода озвучило «решение», которое повергло генерального подрядчика – «Турбоатом» – в шок. ГП «Электротяжмаш» оценило запчасти к генератору и стоимость ремонтных работ в 4,8 млн долларов. При этом контрактная стоимость всего генератора составляет 2,7 млн долларов, а стоимость деталей генератора, подлежащих замене, по оценкам специалистов «Турбоатома», составляет сотую часть от стоимости генератора.

Конечно, руководство «Электротяжмаша» позже объяснило происходящее. Якобы генераторы, произведенные заводом по «индийскому контракту» (всего их было поставлено 3 и один еще должен быть установлен), продавались по неоправданно низкой цене, а потому сейчас, установив астрономическую стоимость ремонта и запчастей, «Электротяжмаш» хочет разом «отбить» все затраты. Представим себе, что торговец на рынке неожиданно в 10 раз увеличил цену на яблоки, мотивируя это тем, что вчера и позавчера торговал себе в убыток. Что сделает с этим торговцем покупатель? Наверняка, посмеявшись над его аргументами, пройдет мимо и купит яблоки в другом месте. Но проблема в том, что «Электротяжмаш» делает не яблоки. Тот, кто начал производить генераторы по конкретному заказу, должен выполнять условия контракта полностью и ремонтировать их в случае возникновения проблем. Даже при наличии чертежей ни один производитель генераторов в мире не возьмется доделывать или ремонтировать «чужой» генератор – слишком высока ответственность, ведь речь идет о безопасности атомной станции. Поэтому «пройти мимо» незадачливого торговца генераторами ни «Турбоатом», ни индийская корпорация «NPCIL» не могут. Руководители «Электротяжмаша» это прекрасно понимают. Как назвать их действия в этом случае? Безусловно, это шантаж.

Интересно, что «ценовая проблема» на «Электротяжмаше» уже возникала, причем именно в связи с генераторами для «индийского контракта». В начале 2006 г. Олег Калашников, который был тогда директором «Электротяжмаша», отказался отгружать уже готовые генераторы в Индию. Калашникова не устраивала сумма контракта, и он требовал ее пересмотреть. Губернатор Харьковской области Арсен Аваков заявил о намерении подать в отставку, если Калашников будет и дальше возглавлять завод. Калашникова быстро «ушли», а на его место был назначен Виталий Чередник, креатура губернатора. Теперь Чередник уверенно идет по стопам своего предшественника, шантажируя «Турбоатом» и индийских заказчиков, но сейчас, губернатор почему-то молчит.

Но репутация собственного завода и Украины, как одного из участников рынка турбостроения, волнует руководство «Турбоатома». Именно поэтому на предприятии не решились показать индийской стороне «смету», представленную «Электротяжмашем». Начались препирательства между руководителями двух харьковских заводов, которые сводятся к тому, что директорат «Турбоатома» взывает к здравому смыслу, а «Электротяжмаш» эти призывы игнорирует.

В конце ноября состоялось заседание в Министерстве промышленной политики, где все заинтересованные стороны должны были прийти к разумному соглашению. Но этого не произошло: «Элетротяжмашу» не было указано на недопустимость его позиции, а чиновники Минпромполитики так и не озаботились репутацией Украины на международной арене. Просто война с «Турбоатомом» на этом совещании стала носить открытый характер.

С самого начала заседания заместитель министра промполитики Константин Кучер начал прерывать докладчика – специалиста «Турбоатома» Александра Буракова, который посвящал собравшихся в технические детали произошедшего. Для начала Кучер, видимо, устав слушать про «изгибные напряжения» и «текучесть материала», заявил буквально следующее: «Турбоатом» правду говорить в принципе не может», после чего рассказал, что и как должны были докладывать на совещании специалисты завода. По мнению чиновника, инженеры «Турбоатома» должны были заявить, что виноваты во всем они, а под конец обозвать себя «мудаками». Впрочем, «мудаки» далеко не самое крепкое слово, звучавшее на этом совещании. Когда к разговору подключился Чередник, мероприятие стало напоминать разговор базарных торговцев. Под занавес «дискуссии» Чередник заявил: «Турбоатом» – пид...сы». Пожалуй, это был главный «аргумент» руководителя «Электротяжмаша».

Околотехническая околесица заместителя министра Кучера, откровенное хамство и ругань Чередника продемонстрировали, что Чередник и чиновники Минпромполитики пытаются обвинить «Турбоатом» в дефекте изделия, которое произвел «Электротяжмаш». Делались даже попытки подвести под обвинения техническую базу – якобы виной всему был неправильный монтаж турбины специалистами «Турбоатома» и возникшие при этом вибрации. А.Бураков эти обвинения опровергал, ссылаясь на замеры датчиков, которых в конструкции множество и показания которых тщательным образом протоколируются и хранятся. Но Кучер упорно придерживался линии «Виноват «Турбоатом». При этом он приводил «технически грамотные» аргументы, которые ставили Буракова, турбостроителя с 30-летним стажем, в тупик. В итоге на совещании было принято решение создать комиссию, которая установит истинные причины поломки. При этом в Индии уже три месяца простаивает энергоблок АЭС, а наивные индийцы, далекие от украинских ведомственных конфликтов, продолжают просить: «Вышлите же сроки ремонтных работ, их объемы и цены, мы готовы все оплатить».

Ответ на вопрос, зачем Минпромполитики и «Электротяжмаш» усиленно «подставляют» харьковский «Турбоатом», находится в плоскости, далекой от производства и экспорта турбин. Дело в том, что «Турбоатом», в отличие от государственного предприятия «Электротяжмаш», является открытым акционерным обществом, более 75 % акций которого находится в собственности государства. Министерство промышленной политики не управляет корпоративными правами ОАО «Турбоатом». К Минпромполитики «Турбоатом» имеет лишь то отношение, что шлет в Министерство статистическую отчетность.

Нынешний министр промполитики Анатолий Головко раньше работал менеджером у российского олигарха Константина Григоришина, который, в свою очередь, является одним из минторитарных акционеров «Турбоатома». Григоришин уже полгода ведет борьбу за контроль над «Турбоатомом», поэтому проблема «индийского контракта» появилась для него как нельзя кстати. Идея объединения «Турбоатома», «Элетротяжмаша» и еще нескольких предприятий в концерн «Укрэнергомаш», подчиненный Минпромполитики, в очередной раз «всплыла на поверхность». Для этого нужно лишь передать управление государственным пакетом акций «Трубоатома» в «Укрэнергомаш». Очевидно, «несговорчивость» Чередника служит одной цели – включить «Турбоатом» в концерн «от Минпромполитики», продемонстрировав миру невозможность существования двух заводов по отдельности.

Что от этого объединения выиграет лично Чередник? Если слухи о том, что он хочет занять кресло руководителя будущего концерна, являются правдой, тогда все становится на свои места. Мотивация всех сторон конфликта ясна.

Вот только индийская сторона оказалась заложником украинских чиновничьих игр. Каждый день простоя индийского энергоблока все больнее бьет по репутации Украины на рынке энергетического машиностроения. В итоге это может привести к тому, что, несмотря на высокое качество и низкую цену своих изделий, «Турбоатом», а значит, и государство Украина, начнет раз за разом проигрывать тендеры на поставку турбин. Помня о злополучном «индийском контракте», заказчики предпочтут пусть и более дорогих, но зато не столь проблематичных подрядчиков.

Украина стоит на пороге смены Кабинета министров. Анатолий Головко скоро уйдет в отставку. Менеджеры «Турбоатома», измотанные абсурдным, по сути, конфликтом, надеются, что новый министр промполитики не будет ставить личные и ведомственные интересы выше государственных, и в украинское машиностроение наконец-то вернется здравый смысл.