По подсчетам экспертов ЗАО "Бизнес Кредит ЛС» (фирмы, которая проводит маркетинговые исследования фармацевтического рынка), рентабельность одиночной аптеки составляет от 10 до 15% при годовой выручке $200-250 тыс.
Аптечный бизнес — один из самых прибыльных разновидностей розницы
Наценка примерно на половину лекарственных средств законодательно ограничена 25% (совместным приказом Министерства здравоохранения и Минэкономики N6 480/294 от 2001 г.). На остальных медикаментах аптекари зарабатывают 30-40%. «Средняя наценка составляет 30-35%»,- подтвердила эксперт Бизнес Кредита ЛС Светлана Сотникова. Самые высокие наценки - в аптеках и киосках на станциях метро, оживленных перекрестках и автостанциях. Если человеку нужно лекарство, а посетить аптеку некогда, он в любом случае заплатит на 5-10% больше, рассуждают владельцы таких «проходных» аптек.
Как правило, аптечный бизнес окупается за полтора-три года. Причем сеть аптечных киосков зачастую рентабельнее. По данным МЗ, в Украине насчитывается 21,5 тыс. аптек (площадь помещения свыше 50 кв. м), аптечных пунктов (от 18 кв. м, располагаются при лечебных учреждениях) и киосков (где запрещена продажа рецептурных препаратов). В министерстве считают, что этого количества достаточно для обеспечения населения медикаментами. Но эксперты отмечают, что в крупных городах аптек больше, чем необходимо, в то время как в сельской местности, наоборот, недостаточно.
Тем не менее, аптеки в крупных населенных пунктах активно строятся и, как правило, в районах новостроек. Для рентабельной работы одной аптеки нужно примерно 2-4 тыс. потенциальных покупателей (жителей микрорайона или квартала, где расположена аптека) или 5-10 жилых домов. Основные затраты при открытии таких точек — это покупка помещения. «Инвестиции в оборудование, закупку товара и т. д. составляют $25-40 тыс. Затраты на помещение — на порядок больше (70-80 кв. м, в Киеве вместе с ремонтом обойдутся в $300-450 тыс.)», — поясняет Светлана Сотникова. Кстати, по подсчетам Сотниковой, оптимальный вариант - аренда помещения с правом выкупа.
Аптечный киоск открыть легче. К примеру, аренда места для киоска в супермаркете стоит всего 1,5-2 тыс. в месяц, зато выручка может достигать $4-6 тыс. Нетрудно подсчитать, что при рентабельности даже в 10% киоск окупается за несколько месяцев.
Конкуренция между аптеками постоянно усиливается, но ценовых войн в аптечной рознице до сих пор не наблюдалось. Дело в том, что в Украине работает более 500 производителей, конкурирующих друг с другом. В итоге аптекари имеют возможность выбирать из нескольких десятков аналогичных препаратов наиболее привлекательные по цене, а потом продавать их с 20-40% наценкой. Как следствие — в соседних аптеках разброс цен на один и тот же препарат может достигать 15-30%,
В последние несколько лет розница активно консолидируется. В крупных городах доля сетевых аптек превысила 50% рынке. Укрупнение — основная тенденция рынка лекарственных средств, поэтому одиночные аптеки рано или поздно покинут рынок. «Сеть позволяет снизить затраты и получать большие скидки у дистрибьюторов», — соглашается Сотникова.
Сегодня на 10 «полноразмерных» аптек приходится 7 аптечных пунктов и 6 киосков. Эксперты считают, что в ближайшие два-три года это соотношение практически не изменится. Увеличится лишь рыночная доля фарммаркетов — за счет открытия новых торговых точек и изменения формата существующих аптек. Лет через пять в закрытом формате будут работать лишь государственные аптеки и несколько региональных игроков. Практика показала, что торговля лекарствами и сопутствующими товарами (косметика, средства гигиены) в открытом формате позволяет увеличить доходы аптеки в два-три раза. Кстати, доля сопутствующих товаров в аптечных продажах уже перевалила за 40% и продолжает расти, хотя пять лет назад она не превышала 15%.
Инесса Терре