Бывший заместитель Кернеса рассказал, насколько безопасно жить в Харькове

Вернувшись в бизнес с поста вице-мэра по цифровой трансформации, Олег Дробот не слишком отдалился от Харьковского горсовета. В буквальном смысле: его офис сегодня находится на ул. Квитки-Основьяненко – это через дорогу от мэрии. И хотя его отставка (по собственному желанию) была первым увольнением в команде Кернеса, которая продолжает занимать все ключевые должности в этом здании, сам Дробот утверждает, что расставание готовилось заранее и не стало неожиданностью для секретаря горсовета Игоря Терехова.


Олег, ваше перемещение с известного всем в городе здания в офис напротив можно считать символичным? А кто остался сейчас в департаменте по цифрофизации, и будете ли Вы сопровождать начатые проекты, уже находясь в бэк-офисе?

О.Д.: – Скажу вам абсолютно искренне: я не считаю свой шаг уходом из команды, которая сегодня продолжает управлять городом. Он связан, в том числе, с возвращением к привычным для меня процессам. Я – человек бизнеса, и только в 2012-ом году попал на госслужбу. Потом работал по приглашению Геннадия Адольфовича в городском совете и душой сегодня я остаюсь в его команде.  

Развитие города для меня – приоритет, с точки зрения амбиций и желания реализоваться как личности. Так или иначе, он привил эту любовь к Харькову. Те департаменты, которыми я руководил, сегодня продолжают свою работу – в том же составе и с той же динамикой. По сути, все команды, которые работали со мной, остались внутри горсовета.


Что намечено, с точки зрения цифровизации Харькова, на текущий год? Направления же верстали еще Вы?

О.Д.: – У департамента есть стратегия, которая позволит ему 5 лет развиваться, причем во всех направлениях: коммуникации с жителями, в том числе понятные приложения для харьковчан, где они могут получить любой сервис, любой документ, уже в электронном виде. Где мы постепенно уходим от традиционного предоставления сервиса через Центр предоставления административных услуг, когда нужно человеку физически обращаться за услугой. Переходим к электронным услугам.

Это уже отдельное направление, где у нас есть задача – за несколько лет сделать так, чтобы любая услуга на территории города, могла быть получена через гаджет онлайн.

Еще одним направлением является работа с данными, которые город сегодня генерирует огромное количество во всех своих сферах. Харьков сегодня учится их использовать, чтобы повышать комфорт и эффективность работы своих подразделений.

– Например?

О.Д.: – Пожалуйста. Мы сегодня собираем данные по всей сфере медицины, чтобы посмотреть иначе на количество медучреждений, их месторасположение и функциональную принадлежность. Любые данные сегодня могут дать почву для принятия эффективных решений.

В медицине, после введения электронной информационной системы, все данные начали обрабатываться. Мы знали количество деклараций, которые заключатся в городе, мы видели их динамику прироста, мы видели динамику распределения деклараций между каждым врачом. Мы могли оценить эффективность каждого из них, насколько он хорошо работает с жителями Харькова. У одного врача может быть 100 деклараций, у другого –2500.

А это сегодня функция городских властей или все-таки Минздрава?

О.Д.: – Мы четко разделяем здесь функции министерства, кабинета министров и мэрии. У города достаточно много полномочий, чтобы быть инициативным в этих вопросах. В том числе, в вопросах сбора своих данных. Мы сдвинули очень серьезный пласт, связанный с открытием данных. Потому, что тенденция мировая говорит о том, что любой город и его учреждения должны открывать свои данные для общественности и других субьектов. Потому что open data являются сегодня источником создания новых сервисов, источником повышения эффективности и даже монетизации.

С другой стороны, они являются инструментом контроля и прозрачности любого органа государственной власти и городского управления. Поэтому в свое время мы проинвентаризировали абсолютно все данные, что бы они могли быть и были открыты внешнему миру. К примеру, это работа с данными. Но не забывайте, что каждая сфера сегодня требует диджитализации – применения IT-инструментов для повышения эффективности и качества сервиса в этой сфере.

– Мы говорим, прежде всего, о медицине и образовании?

О.Д.: – Не только о них. В городской инфраструктуре есть огромное количество проектов. Один из них – видеонаблюдение, которое является частью такого важного сервиса, как безопасность. Это огромная ниша, в которой уже заложен фундамент для планомерного развития.

– Когда в Харьков по приглашению Кернеса приезжал бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, он делился своим опытом в этой сфере. Наш мэр тогда резонно заметил, что бюджет Нью-Йорка впору сравнивать с бюджетом Украины, а не Харькова – ассигнования на безопасность граждан у нас и у них отличаются на очень много нулей…

О.Д.: –  Абсолютно верно, наши бюджеты несопоставимы, но их и не нужно сравнивать. С другой стороны, даже 1000 камер существенно влияет на безопасность в городе и может снизить количество правонарушений, если эти камеры правильно подобраны и расставлены в правильных местах. В целом, именно Геннадий Кернес заложил фундамент для построения Безопасного Харькова. Была разработана соответствующая концепция, которая, кроме комплексного видеонаблюдения, включает отдельное учреждение под названием Ситуационный центр, где могут работать вместе все службы экстренного реагирования, все коммунальные службы, которые в формате постоянно действующего штаба отрабатывают все чрезвычайные происшествия, происходящие на территории нашего города.



– У нас этот ситуативный центр создан?

О.Д.: –  Локация была выбрана. Насколько я знаю, не будучи внутри структуры, сейчас идет процесс по запуску этого проекта: проектирование, расчет мощности отдельных узлов и т.д.…

– Это будет коммунальное предприятие?

О.Д.: – Это, безусловно, должна быть городская структура, которая под своей крышей соберет представителей МВД, МЧС (сейчас эта служба называется ДСНС) и других организациями экстренного реагирования.

–  Где она будет находиться?

О.Д.: – Участок земли, где это все будет построено, был выбран возле аэропорта. Суть его – не просто в том, чтобы ответственные люди смогли сидеть в одном месте. Это – интеллектуальный центр с уникальным оборудованием, в т.ч. серверными мощностями; это и получение в одном месте данных о том, что происходит в городе в конкретный момент времени. Это карта города с нанесением всех событий и все камеры, заведенные на единую платформу, которая анализируется вместе с соцсетями, из которых мы порой узнаем о происшествии раньше, чем поступает вызов. Это и данные GPS с коммунального и общественного транспорта. То есть глобальный такой проект.

Что из себя в этой связи представляет единая система видеонаблюдения?

О.Д.: – Интеллектуальная платформа, которая сегодня может поток каждой камеры в городе, кому бы она не принадлежала (предприятию, департаменту, либо частному лицу – на заправке или в супер-маркете), ввести в одну систему и подключить к этому потоку любую аналитику: распознавание лиц, номерных знаков или того, что кто-то оставил свой рюкзак на лавочке в парке. Это все позволяет делать сегодня современная аналитика. И важно, чтобы она была в таком центре.

Немаловажно, чтобы у правоохранительной системы и всех контролирующих органов, имеющим на это право, появился доступ к такой системе. Когда правоохранители получат доступ ко всему видеопотоку, который генерируется в городе, это позволит им оперативно реагировать на происшествия.

– Я правильно понимаю, что это органы досудебного следствия, что это может быть Нацполиция, СБУ?

О.Д.: – Мы изучали законодательство и там десятки разных организаций, даже сеть своего управления Южной железной дороги, НАБУ, ГБР (все организации по сути, такого уровня, они имеют право доступа в своих целях), криминальная полиция. Их на самом деле достаточно много.

– Сегодня они этим пользуются?



О.Д.: –  На сегодняшний день – нет. Основной субъект, которому нужен доступ – это все-таки МВД, которому это позволит решать большое количество вопросов. Важно, что в свое время на уровне мэра был проведен ряд встреч со всеми правоохранителями, которые выделили своих специалистов и на базе города была сформирована единая команда, которая определила: какие камеры и где они нужны. Т.е. стратегия была выбрана с учетом всех действующих лиц. Сегодня это позволяет планомерно, год за годом, развивать эту систему.

– Сколько камер уже установлено городскими властями и сколько, по плану должно быть установлено в 2021 году?

О.Д.: –  На сегодняшний день на территории Харькова действуют порядка 3000 муниципальных видеокамер: в больницах, парках и т.д. Но я вижу потенциал не только в них, но и в тех, что принадлежащим частным субъектам: кафе, ресторанам, магазинам, парковкам, АЗС. И сегодня современная технология позволяет себе и этот поток тоже использовать, чтобы отслеживать: машину или человека – это очень важный элемент.

– Сколько городу нужно камер? Количество, я думаю, не лимитировано. Мы можем ровняться на Лондон, где, к примеру, может быть какое-нибудь слепое место, где человек исчезает на несколько секунд с поля зрения камеры. Это то, на что нужно ровняться в данном случае. Понятно, что кто-то скажет, что это перекос в сторону контроля, но мы говорим о глобальной безопасности, в том числе, которую получают жители. Так вот, количество камер сегодня, не ограничено. Поэтому я и говорю, что каждая 1000 камер нас приближает к Безопасному городу. Вопрос: куда мы их ставим? Сегодня мы имеем возможность проанализировать аналитику и статистику всех правонарушений.

Например: кража, где типовая карта, где часто совершались, почему, какие районы, покрывать пятно за пятном. Допустим, чтобы покрыть видеокамерами все выезды из города – это не сотни камер, это десятки камер. Покрыть камерами все транспортные узлы: автовокзалы, выходы из метро – это 300 камер. Даже 300 камер обеспечивают глобальный контроль и глобальное повышение безопасности в городе.

– Они уже есть, я правильно я понимаю?

О.Д.: –  Это все спроектировано, запланировано и будет реализовано городом. Задачей департамента цифровой трансформации было заложить под это фундамент. Целый год ушел на то, чтобы в этом направлении создать нормативную базу, провести со всеми переговоры, выстроить перспективные планы, дальше нужно только одно – финансирование = реализация.

И это  – уже задача новой городской власти. 

Продолжение следует

Материалы по теме