Жители села остались без автобусного сообщения. Причина – лесная посадка. Ответственных – нет (ФОТО)

В Лемещино нет ни магазинов, ни аптеки, ни почты В Лемещино нет ни магазинов, ни аптеки, ни почты

Село Лемещино расположен примерно в 30 километров от Золочева на Харьковщине, живут в нем преимущественно пенсионеры.


Здесь нет ни магазинов, ни аптеки, ни почты, ни транспортного сообщения с другими населенными пунктами района.

Автобус ходил хоть раз в неделю, но уже больше месяца и он отменен.

Татьяне Поваренковой 67 лет, она самая молодая пенсионерка в Лемещино.

Для того чтобы приобрести продукты, лекарства и вообще какие-то вещи, женщина вынуждена идти несколько километров из родного села в ближайшее – Морозовой Долины.

Раз в неделю, по средам, оттуда ездит автобус до Золочева.

Был период, когда и в Морозовую Долину автобус не ходил, жители этих сел были в полной изоляции.

По словам женщины, «последняя версия» отмены маршрута – лесопосадка, по которой проходит дорога.

Она слишком заросла, ветви деревьев царапают автобус, а бус, по словам перевозчика, стоит около трех миллионов гривен.

«В Морозовую Долину определенное время через ветви деревьев автобус также не ходил, но местный аграрий Виктор Белинский (председатель ФХ «Альфа», депутат Харьковского областного совета – ред.) дал команду пообрезать их. А к нам и дорога плохая, и чаще ветви на дороге», – жалуется Татьяна Поваренкова.

«Поэтому мы сейчас 1,5 километра пешком до Морозовой Долины ходим, а мы здесь все пожилые, кто-то «на троих», а кто-то – и «на четырех ногах» ходит.

И расписание автобуса не слишком удобное. Из Морозовой Долины отправляется в 9:30, в 10:30 прибывает в Золочев. Назад отправляется в 16:30.

Однако в 16:00 всех выгоняют с автостанции, потому что она закрывается, и люди в дождь, снег, жару вынуждены ждать транспорт на улице. А средний возраст пассажиров около 70 лет», – жалуется Татьяна.

Татьяна говорит, что к кому они с односельчанами только не обращались – и к власти, и к перевозчику, и к начальнику автостанции.

«Были надежды на объединенную общину, обещали, что будет лучше. Везде нам говорят, что мы невыгодный рейс.

Да, у нас одни пенсионеры, ездят бесплатно. Когда двое пассажиров едет, когда пятеро. Я понимаю, что невыгодно. Но что нам делать? Умирать заживо? Живем в 21 веке», – в отчаянии говорит женщина.

В Харьковской облгосадминистрации говорят, что внутренние районные маршруты - это не их зона ответственности, а райгосадминистраций, а в случае Лемещино – скорее, Золочевской объединенной общины, в состав которой входит это село.

«Мы в ответе за тех маршруты, выходящие за пределы района. Сочетание Золочев – Харьков работает нормально», – отметил начальник Управления по вопросам транспортной инфраструктуры, торговли и финансовых ресурсов ХОГА Владимир Наконечный.

В Золочевской райгосадминистрации также от проблемного маршрута открестились, так как сейчас это «зона влияния» объединенной общины.

«Сейчас за это отвечает ОТГ, которая взяла на себя все полномочия, в том числе и по внутреннему сообщению», – сообщил на тот момент еще председатель Золочевской РГА Игорь Гурин (11 июля президент Украины уволил семерых руководителей РГА в Харьковской области, в том числе и Игоря Гурина).

В то же время Игорь Гурин отметил, что знает о проблеме, потому что корни ее уходят еще в 2012 год.

По его словам, к 2012 году все тендеры на перевозку в районе проводила РГА.

Маршруты разыгрывались пакетом, то есть к выгодному довеском и не выгодный маршрут шел.

А в 2012 году правила игры изменились, и тендеры на маршруты, выходящие за пределы района (а обычно именно они являются выгодными), начала проводить облгосадминистрация.

«Когда такие тендеры проводились в районе, маршруты разыгрывались пакетом, поскольку есть маршруты выгодные, является невыгодные.

Как правило, выгодны те, которые следуют на Харьков. За счет них содержались невыгодные маршруты по селам. После 2012 года район уже не может никак повлиять на перевозчиков, так как все выгодные маршруты забрала к себе ХОГА.

В прошлом году была создана Золочевская ОТГ. Тот пакет, который остался в районе, никому из перевозчиков не интересен, трижды проводились тендеры, и ни разу они не состоялись», – пояснил господин Гурин.

Экс-руководитель Золочевской РГА рассказал, что местные власти пыталась договориться с частными перевозчиками.

Те попытались, а потом пришли к выводу, что для них это совсем невыгодно, даже если бы все пассажиры платили за проезд. А на том же маршруте большинство льготников.

Но есть и другая сторона этого острого вопроса – плохая дорога и посадка, которая очень разрослась.

«Эта посадка расположена за пределами Золочевского района – в Богодуховском. Вот такая коллизия. Но даже если бы она была в пределах Золочевского района, то законных алгоритмов ее расчистить пока не существует. Потому что нет хозяев таких посадок», – пояснил Игорь Гурин.

«Если голова даст распоряжение очистить посадку, то завтра его арестуют – это будет превышение служебных полномочий», – развел руками Гурин.

Он также сообщил, что ранее все посадки были на балансе КП «Агролес».

Сейчас этого предприятия уже нет, а посадки на баланс никому не нужны.

«Чтобы получить посадку на баланс, нужно сделать большой объем работы, насколько я знаю, эта работа началась в объединенной общине. Но опять же эта часть посадки, где проходит дорога к Лемещино, расположена в пределах Богодуховского района», – добавил Игорь Гурин.

В Золочевский ОТГ заверили, что о проблеме жителей села Лемещино знают. Сейчас руководство объединенной общины ломает голову над ее решением, но пока не имеют ответа на этот острый вопрос.

«Там в неудовлетворительном состоянии дорога, также очень посадка разрослась. Поэтому перевозчик не хочет туда ездить. Другая причина – в этом селе осталось 15 домов, поэтому экономической выгоды туда ездить у перевозчика тоже нет», – констатирует ситуацию заместитель Золочевского поселкового головы Алексей Попов.

«Я понимаю людей, которые там живут. Но мы не можем заставить ездить туда перевозчика, потому что это убыточный маршрут. А в общине своего коммунального автобуса нет, и возможности его содержать пока также нет. Золочевская община большая, очень много школ, садиков и тому подобное. На сегодня решение этого вопроса нет, но мы думаем, что делать с этим с селом. Людей бросать нельзя», – сказал Попов.

Проблема с внутренним сообщением была и в Коломацком районе. Однако после создания ОТГ она была решена за счет объединенной общины.

По словам главы Коломакской ОТГ Владимира Гуртового, к объединению в Коломацком районе вообще не было внутренней перевозки.

АТП «Валковское» утверждало, что это им невыгодно.

Поэтому на первой сессии объединенной территориальной общины, в ноябре 2017 года, председатель ОТГ предложил депутатам идею бесплатного проезда внутри района. Те поддержали это, поэтому сегодня все жители Коломакской ОТГ имеют возможность бесплатно добраться до районного центра. Автобус курсирует по четкому графику: в определенные села дважды в неделю, в других – один раз.

С апреля 2017 года социальный автобус для школы ввели и в Нововодолажской ОТГ.

Материалы по теме

Многие сталкиваются с необходимостью аренды или покупки квартиры. При этом предпочитают совершать сделки не через агентство и риэлторов, а напрямую с владельцем.