Бомбоубежища в Харькове готовы. Почти…

Бомбоубежища не проверяли с 2014 года Бомбоубежища не проверяли с 2014 года

В Харьковской области на учете более тысячи бомбоубежищ, в Харькове – более 4 тысяч укрытий, где можно укрыться во время войны или другой опасности.


Об этом сказал директор департамента гражданской защиты населения Харьковской области Павел Пономаренко.

«Это те укрытия, которые мы можем публично назвать, их достаточно, чтобы разместить 2.8 миллионов человек. Это подвалы, погреба, переходы, метрополитен», – говорит Пономаренко.
Получается, предел по населению превышен в два раза.

Есть секретные бомбоубежища. Их расположение находиться в тайне.

С 2014 года, по словам Пономоренко, их состояние удалось поднять с 27% до 70%. Такая работа производиться и сейчас.

За последние несколько лет прокуратура обратилась в суд как минимум к полсотни фирм и предприятий с требованием привести в надлежащий вид бомбоубежища.

Часть из них уже выиграна, бомбоубежища приведены в норму.

Например, бомбоубежище в Волчанске. Об этом рассказал начальник Волчанского отдела Чугуевской местной прокуратуры Вадим Ефремов.

«Руководство учебного заведения, на балансе которого находится защитное сооружение для укрытия населения, не обеспечило надлежащее техническое состояние укрытия. В помещении отсутствуют средства защиты, электроснабжения, не работает система вентиляции и т.д.», – добавил Ефремов.

Сейчас принимаются меры по реальному исполнению судебного решения.

О том, как узнать жителю региона, где ближайшее убежище, то Пономаренко успокаивает: все службы информированы об объектах двойного назначения.

«С 2014 года мы не дали уничтожить ни одну радиоточку на предприятиях. К нам обращались, там мы не предоставляем согласования. Система работает, уверяю вас, и мы это увидели, например, во время чрезвычайной ситуации в Балаклее», – сказал Пономаренко.

«Для того, чтобы узнать их местоположение, необходимо обратиться на горячую линию 101 или в управление «Жилкомсервиса», – рассказал чиновник.

В ХОГА также отметили, что в случае ЧП жители будут оповещены при помощи радио, телевидения и различных средств связи.

Госслужба Украины по чрезвычайным ситуациям взялась проверять бомбоубежища и укрытия по всей стране. Последний раз это делалось в 2014 году.

«Где? Ну, думаю, где-то рядом», – так ответил на вопрос журналистов «Вы знаете, где ближайшее бомбоубежище?» местный житель Андрей.

И такой ответ – типичный для большинства харьковчан.

С бомбоубежищами в прифронтовом городе проблем не должно быть. К слову, официально их здесь более тысячи, да еще и все можно найти на специальной онлайн-карте, которую в 2015 году составили волонтеры.

Но все не все так просто. Журналисты 24 канала побывали возле нескольких отмеченных на карте объектов и не нашли ни бомбоубежищ, и ни одного указателя на них. И почему бомбоубежища закрыты или без указателей – областная власть объясняет необычным способом.

«Куда делись таблички, надписи на улицах? Сняты. Потому что их наличие беспокоит население больше, чем их отсутствие», – сказал советник председателя Харьковской ОГА Сергей Стороженко.

Журналистка Мария Солодовник получив задание от редакции найти убежище, где я в случае чего смогу укрыться, ответ мой был, что это проще простого – в метро могу спуститься, благо, оно в минуте ходьбы от офиса.

«А если дома будешь – куда пойдешь?», – не унимался редактор.

«Этот вопрос застал меня врасплох. И правда, куда? Район у меня не спальный, но густонаселенный, в случае беды прятаться нужно будет десяткам тысяч человек. Ничего не вспомнив, начинаю искать в Интернете.
Первая же строка – «В Харькове появилась интерактивная карта убежищ». Какая удача, думала я, пока не нажала на ссылку и не увидела «Ошибка 404». Ссылки с других сайтов тоже ничего не давали. Нашлась лишь информация, что эту карту разработали волонтеры и запустили в Сеть в 2015 году, упоминали о ней еще в сентябре 2016-го, а к концу 2018-го она почему-то перестала работать.

Пошла к соседям».

«Когда был завод ХЗТД (пятнадцать минут от дома), там было бомбоубежище, планово проходили учения по гражданской обороне. В самом убежище я не была, но коллеги говорили, что оно большое и чистое, с запасом воды и продуктов на несколько суток (а когда их срок годности подходил к концу, то запас обновляли), лавки, одеяла. Но завод распродали и закрыли в начале 2000-х, я даже не знаю, какая у убежища сейчас судьба», – рассказала соседка тетя Люда.

Как искать, подсказал все тот же Интернет: можно звонить в службу спасения 112.

«Да, узнать можно. Какой у вас район и адрес? Подождите минутку. Ближайшее убежище – это подвал вашего дома, еще в бывшем здании Укртелекома (называет адрес в 10-15 минутах ходьбы), а так рядом с вами и нет... », – ответила мне оператор.

На вопрос, почему этой информации нет в открытом доступе, оператор ответить не смогла.

На двери, которая предположительно ведет в подвал, висит замок. Какой-либо информации, что здесь убежище, нет.

«А вы не знаете, где здесь бомбоубежище?», – спрашиваю у выходящего из дома мужчины.

«Так вот же оно!», – показывает на холм между домами, огражденный забором.

«Этот? Так мы на нем с детства на санках катались».

«Дети и сейчас катаются. Говорят, что убежище, но я никогда не интересовался. Если подумать, а что это еще может быть? Раньше там забор был с сеткой, ограждение, а сейчас одни столбы остались» – улыбается он.

В середине холма действительно просматривается нечто похожее на бункер, вниз можно заглянуть через люк – внутри мусор, дна не видно из-за темноты, спуститься никак.

Бывшее здание «Укртелекома», которое мне подсказали на линии 112, стоит неприступной крепостью – территория ограждена колючей проволокой, в здании признаков жизни нет.

Кстати. Введение военного положения началось с курьеза. «Урядовий кур’єр» по ошибке напечатал первоначальный вариант указа президента – со сроком ВП 60 дней по всей стране, а не 30 и в 10 областях, как было проголосовано депутатами.

«Уже понятно, что ничего не исчезнет. Курс валюты возвращается на прежние отметки. Но многие жители областей, которые попали под действие военного положения, не понимают до конца, что изменится. А непонимание всегда заканчивается ажиотажем. Через пару дней все вернется в норму», – говорит гендиректор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Еще. Диггеры в Харькове пробрались в правительственный бункер.

«Внутри все аккуратно сложено, костюмы химзащиты, психотропные и радиоактивные тестеры, колбы с палладием (ДП2), новейшие панорамные маски ГП10, дорогие современные дозиметры с электронным циферблатом и сухпайки.

Судя по порядку внутри бомбоубежища, внутри часто, может, и каждый день, бывает военный или сотрудник гражданской обороны.

В шкафах одной из комнат мы нашли кофе и свежие печеньки.

На столах стоят календари 2018 года, большинство предметов ГО 2013-2018 года выпуска!», – говорят диггеры.

 

Материалы по теме