Фельдман вырастил в центре Харькова архитектурных монстров

Концерн АВЭК всерьез взялся за реконструкцию Сумской и в результате породил двух архитектурных монстров. Массивные конструкции из стекла и железобетона нависли над ажурной архитектурой девятнадцатого века.


Немецкий поэт Гете сравнивал архитектуру с застывшей музыкой. Сегодня на смену талантливым творцам, Алексея Бекетова, Петра Ярославского, братьев Загоскиных когда-то прославившим Харьков, пришли циничные практики, а вместе с ними и правило - кто платит, тот и музыку заказывает.

«Напротив – Театр Шевченко, ручная работа, лепнина, рядом – Нацбанк, Театральный сквер. Эта улица – как гардина, тоненькая вязь. Поэтому новые здания мы, как правило, отдаляем. Вот Оперный поставлен грамотно, чего нельзя сказать о здании АВЭК – дом уже задавил среду», считает главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий.

На ул. Сумской, 10 раньше планировали построить новую филармонию. Сегодня здесь вырос торговый центр «Аве Плаза».

Когда-то АВЭК обещал построить на этом месте культурный центр, а потом передумал. Заплатил филармонии семь миллионов гривен на реконструкцию старого здания на Рымарской, а эту землю оставил себе. В результате Харьков получил очередной центр торговли.

На Сумской 70, еще одна новостройка – торговый центр «Плаза Премиум». Владелец все тот же - АВЭК.

«Получается так, что там, где прокладывали магистраль от проспекта Правды с выходом на Сумскую, там сейчас строиться большой торговый центр, который строит АВЭК. Там была зарезервирована территория для пробивки проспекта Правды в сторону Салтовского шоссе», .рассказывает профессор Валерий Гук, заведующий кафедры урбанистики ХГТУСА.

Разрешение на строительство АВЭК получал еще во времена Шумилкина и его градостроительной комиссии. Никто тогда не вспомнил про запланированную дорогу. В результате нынешние городские власти лишились возможности хотя бы частично решить транспортную проблему центра города.


«Это здание просто вылезло на территорию тротуара! - жалуется секретарь Харьковского городского совета Геннадий Кернес. - Мы получаем жалобы от людей: когда это закончится?! Когда здание будет сдаваться в эксплуатацию, мы будем требовать привести в соответствующий внешний вид все стоящие рядом постройки, сквер, тротуары, парковки для машин»

Два железобетонных монстра рекламируемые АВЭКом, как архитектурные шедевры нового поколения, по мнению специалистов по архитектуре и градостроительству, ко всему прочему, совершенно не вписываются во внешний облик исторического центра Харькова.

«Вопрос стоит в том, что их теперь нужно вписывать, но я смотрю, как решают проблемы москвичи и то, что стало мешать, то, что было построено необоснованно, вот такими волевыми методами Лужков ставил вопрос о сносе и сносил. Даже новое здание - его дешевле снести, чем убытки, которые несет в целом экономика города», - считает рассказывает Валерий Гук.

Неудобства, которые вынужден терпеть Харьков, оставшись без новой и так необходимой городу дороги - яркий пример непродуманных решений. Сегодня харьковские городские власти часто из-за этого оказываются в правовом тупике.

По словам В.Гука, нынешняя городская власть сейчас попала как бы в капкан. «Она попалась на тех проектах, которые были сделаны до нее и сделаны с нарушениями. Их попытки что-то сейчас решить и Пушкинскую отремонтировать, Полтавский шлях они заканчиваются тем, что это стало невозможным, потому что все продано, все роздано», - подытожил он.

Говорят, по одежке встречают. Архитектура и есть та самая одежка, по которой судят о городе – о его истории, о его культуре, о тех людях, которые в нем жили. Успенский собор, театр Шевченко, дом Саламандры еще недавно по праву считались визитной карточкой города.

Интересно, что, расскажут потомкам архитектурные шедевры АВЭКа о нас живущих сегодня?

Выступая на очередной сессии Харьковского горсовеат 25 декабря председатель Харьковского облсовета Василий Салыгин назвал один из бизнес-центров «АВЭКа» «какой-то одороблой».

// Андрей Соловьев, ТО «Иначе»

Материалы по теме