ХНЭУ: Реформа образования в одном отдельно взятом ВУЗе

Инновации западных деятелей образовательной системы успешно внедряются в Харьковском национальном экономическом университете.


Теперь в «ИнжЭке» ориентируются на конечный результат, чтобы студент мог применять свои знания на практике.

В частности, на экзаменах по гражданскому праву студенты больше не могут «отделаться» заучиванием статей, например, Гражданского кодекса. Им даже не надо готовить по кодексам шпаргалки — ими разрешено открыто пользоваться на экзамене. Но вместо вопросов, куда какую статью применить, студенту в качестве задачи дают реальную или вымышленную правовую ситуацию.

Ректор ХНЭУ Владимир Пономаренко рассказал, что в таких «приближенных к боевым» условиях экзаменуемый должен найти практическое решение, как, например, «адвокат» или «прокурор». Зубрежка здесь не поможет — студенту необходимо осознанно применить полученную в ВУЗе информацию, проявить смекалку и продемонстрировать способности к самостоятельному мышлению.

Независимое тестирование помогает университету исключить коррупцию и искажение реальной картины знаний учеников. Кредитно-модульная система учета знаний (не сдал предыдущее — не допустят к обучению следующего уровня) вынуждает студентов работать последовательно каждый день.

В то же время западный опыт «свободного графика обучения» в «ИнжЭке» не прижился. Менталитет украинских студентов при свободном графике приводит к тому, что, пробездельничав целый год, в мае в конце курса они бросаются сдавать все подряд. На прием тысяч, например, лабораторных работ за один месяц у университета просто не хватит преподавательских и финансовых ресурсов.

Кроме прочего, в инновационном ВУЗе отменены обычные зачетные книжки. Вместо них учащиеся получают «Индивидуальный учебный план студента», в котором проставлены обязательные к изучению дисциплины и предметы, которые студент выбирает, исходя из своих планов после обучения в университете. Причем предметов «на выбор» — 40% от общего числа учебных дисциплин. 

// Настоящий Дозор