Арабская кость в еврейском горле

Конфликт между Израилем и Ливаном перерос в полномасштабную войну. Ситуацию в горячей точке комментируют представители наций – участников военных действий.


Из истории конфликта:
Всего в Ливане сейчас проживает 4,5 млн человек. 2 млн из них живут в Бейруте и его окраинах. Религиозное население Ливана делится на суннитов, шиитов, друзов и христиан.
В 1982 году началось противостояние между Ливаном и Израилем. Израиль в то время воевал еще с Сирией, Египтом и Иорданией. Последние две страны признали силу и могущество израильской армии и заключили мирные договоры с этой страной. С территории же Ливана в 2000 году Израилю пришлось вывести все свои войска, проиграв борьбу с ливанской организацией «Хезбаллах» (действующей независимо от регулярной армии). Как объясняют арабы, у израильтян остался зуб на Ливан. И сейчас израильская армия просто хочет себя реабилитировать в глазах общественности. «Хезбаллах» же не позволяет Израилю вмешиваться во внутренние дела страны.

Сегодняшняя ситуация:
12 июля шиитское движение «Хезбаллах» («Партия Аллаха») убила восьмерых израильских военнослужащих и похитила двоих, чтобы обменять на ливанских и палестинских узников, которые находятся в тюрьмах Израиля. Договориться не удалось, и Израиль напал на Ливан.

25 июня Имад Шайя, студент Харьковской национальной фармацевтической академии, уехал домой в город Сауфар (что вблизи Бейрута) на летние каникулы. Вместо отдыха на Имада свалились все ужасы войны. «Это настоящий ужас! Израильские самолеты стреляют по мирным жителям, взрывают мосты (в целом разрушено уже 57 мостов), аэропорт. В основном удары попадают южной части Бейрута, где живут шииты, поддерживающие «Хезбаллах» - рассказывает Имад.- Моей семье пока везет. Город Сауфар, где живут родственники, пока не обстреливали».
 
Имад сомневается, что именно захват «Хезбаллах» двух израильских солдат стал настоящей причиной конфликта. Многие, говорит он, уверены, что Израиль готовил нападение давно и подыскивал только мотив для нападения.
Назад из Ливана Имад возвращался через Сирию, что весьма проблематично. Парень очень переживал. Говорит, что, пока летел в самолете, пережил заново всю свою жизнь, испытал самые разнообразные эмоции. Вернувшись в Украину физически, душой Имад по-прежнему в Ливане. Он, не отрываясь, смотрит новости и болеет за судьбу своего народа.

По его словам, шииты поддерживают «Хезбаллах», называя членов этой организации героями-освободителями. Они считают, что священная обязанность движения - защищать страну. Остальные арабы соглашаются, что «Хезбаллах» олицетворяет собой народное сопротивление и защиту, однако говорят, что цель не оправдывает средства.

Ситуацию комментирует друг Имада Захер Шайя: «Гибнут, в основном,  мирные жители, тогда как потери «Хезбаллах» составляют порядка десяти человек. Для Ливана эта организация сделала очень многое, но все же решать за народ, когда будет война, а когда нет, не имеет права». Резюме Захера простое: «Хезбаллах» уже исчерпала себя, если хочет, может примкнуть к армии государства, но не должна действовать параллельно с властью. Захер уверен, что решить этот конфликт можно мирным путем или хотя бы предупредить людей о возможных военных операциях, что помогло бы избежать тысячи смертей.

А вот у Зураба Лиани, эмигрировавшего в Израиль из Грузии в 1989 году, совсем противоположный взгляд. Он считает причиной конфликта на Ближнем Востоке "бесконечные и дерзкие выходки «Хезбаллах»". Зураб недоумевает, почему палестинцы и ливанцы продолжают обстрелы его страны, тогда как Израиль полностью освободил сектор Газа и Ливан?
Он утверждает: «Все, что нужно и правительству, и народу Израиля, - это мир на границах. Нам не нужны террористы! Не мы заварили эту кашу, но если Ливан не решит проблему с возвратом израильтян, ее решим мы, даже если для этого придется углубляться на территорию Ливана». И все же Зураб допускает, что ради спасения мирного населения Ливана его страна может пойти на обмен израильских солдат на палестинских и ливанских заключенных, но при этом выражает сомнение, что этим противостояние закончится.

По оценкам экспертов, количество жертв с обеих сторон уже достигло нескольких тысяч ранеными, а материальные потери Ливана перевалили за отметку в шесть миллиардов долларов.
Телль-Авив требует разоружения «Хезбаллах», выдачи похищенных солдат и передачи Южного Ливана под контроль регулярной армии страны. Бейрут на эти требования отвечает молчанием. Разрешить конфликт пытаются другие страны и организации (США, ООН). Но пока ситуация в тупике. В то время когда политики ведут разговоры, ломаются судьбы и жизни, а в душах враждующих сторон укореняется ненависть. Жаль, что даже к XXI веку люди ничему не научились. А военные действия, насилие и сила для них остаются весомее мирных переговоров.

 Инесса Терре