Еще одна сумасшедшая неделька

Обращение горсовета к харьковчанам, президенту, парламенту и Кабмину. Облсовет требует приостановления Указа и вновь замахивается на губернатора. Президент призывает присмотреться к опыту страны, «где очень много диких обезьян». В центре внимания – Конституционный суд. СБУ вплотную занялось судьями и соблюдением нового конституционного порядка. Если дело нельзя выиграть, значит, нужно его не проиграть. Кого разгоним в следующий раз?


Влад Красуцкий

В нашем городе прошедшая неделя ознаменовалась двумя сессиями - городского и областного советов и принятием серии обращений: к харьковчанам, президенту, парламенту, правительству.

Начнем с областного уровня. 10 апреля сессия облсовета приняла документ со странным названием «Нет альтернативы согласию», с которым обратились ко всем ветвям власти в Украине, к генсеку ПАСЕ и Госдуме России. Основной смысл – до решения Конституционного суда Виктор Ющенко должен приостановить действие Указа, которым он прекратил полномочия парламента, а должностные лица всех уровней должны воздерживаться от любых действий, которые могут быть в дальнейшем признаны неправомерными. Чтобы было разночтений – «неправомерными» депутаты называют действия направленные на исполнение Указа, в частности – подготовку к выборам.

Ход сессии ничем особым не запомнился, депутаты от БЮТ и «Нашей Украины» заседание проигнорировали. Только Я. Ющенко, выйдя на трибуну (без спроса), наговорил грубостей, что, впрочем, стало уже привычным.

Еще на сессии было принято решение вновь заслушать отчет губернатора. Со всеми вытекающими последствиями. Уже позже Василий Салыгин сообщил, что сессия, на которой Арсену Авакову может быть вновь вынесен вотум недоверия, планируется на 27 мая. - Резко, изящно, символично. Тем самым, областное большинство, во-первых, показывает, где оно видело эти выборы, а во-вторых, где видело самого губернатора (и в какой обуви), а также его обещания всех разогнать и посадить.

Горсовет также провел внеочередную сессию. И принял аж три обращения: к харьковчанам, к президенту, а также – к ВР и КМ. Очень жестких. Только одна цитата: «…Это впервые изданный главой государства нормативный акт, который гражданами и обществом не только воспринимается неестественно, а вызывает возмущение наглым навязыванием народу Украины исключительно своего, президентского, видения пути решения достаточно сложной политической ситуации в стране». Это цитата из того письма, которое адресовано президенту. Чтоб не сомневался. Любопытствующие могут найти документы на сайте горсовета (http://www.city.kharkov.ua/rus/?page=docs/showdoc.php&id=2683, там внизу – ссылка на пакет документов). Право же они стоят того, чтобы их почитать.

Вообще обращения горсовета по своей тональности заметно резче, чем те, что приняты облсоветом. Однако искать в этом какой-то тайный политический смысл, я бы не стал. Позиции регионалов в горсовете и облсовете могут отличаться лишь нюансами. Иначе и быть не может, по крайней мере, в том, что касается нынешнего момента. Сюсюканья тут уже излишни, и, похоже, регионалы это поняли (хоть и с запозданием). Так что различия в тональности, скорее происходит от тех, кто документ готовил. А смешное «Нет альтернативы согласию» - просто дань традиции: в украинском политикуме нет альтернативы рассуждениям о согласии и единстве.

Но все происходящее в Харькове, как и во всех иных регионах страны, есть лишь отражение общеукраинскогй драмы, главной сценой для которой, естественно, является столица.

О массовках рассказывать не будем, это не интересно.

Коллизия с решениями и отменами решений районных судов общей юрисдикции (луганских, киевских и прочих) – тема для отдельного обстоятельного обсуждения. В любом случае сегодня – это элемент политических технологий, не более того.

С переводом Г. Москаля (еще недавно он был представителем президента в Крыму, затем – назначен на пос заместителя начальника СБУ) в СНБО все ясно: президент начал нервничать, он не вполне доверяет даже Гайдуку, а в СБУ у него и так «все схвачено» (о чем несколько ниже). А СНБО для президента имеет сегодня очень большое значение. По сути он рассматривает его как альтернативный Кабмин. (Плановая подготовка к тому, чтобы это стало реальностью, велась как минимум с января прошлого года).

Слухи об отставке КМ были откровенной провокацией, полномочий на это у В. Ющенко нет, и такой шаг уже однозначно означал бы государственный переворот. Скорее всего деза была запущена с единственной целью – потрепать нервы оппонентам.

Не буду слишком подробно останавливаться и на пресс-конференции президента. Кто хотел (и кому нечего было делать) тот все видел. Отмечу только, что веяло от этого не кучмовскими, а брежневскими временами. Длиннющее выступление, заранее расписанные и временами тошнотворные по форме вопросы журналистов…

В течении пары часов В. Ющенко объяснял народу, что черное – это белое, пытаясь найти обоснование своим действиям даже в бразильском политическом опыте (впрочем, перевирая и здесь). Начало складываться впечатление, что отныне мы будем жить по бразильской Конституции… Или, скорее всего, - по всем конституциям мира одновременно: впредь В. Ющенко будет издавать Указы ориентируясь на законодательство той страны, которое в данный момент более соответствует его потребностям. Одним словом, - детский лепет, рассчитанный на самого невзыскательного потребителя. Не знаю, действительно ли В. Ющенко любит «свою нацию», но что не уважает ее, так это точно.

Основные события, как и следовало ожидать, развернулись вокруг Конституционного суда. Поначалу предполагалось, что рассмотрение вопроса об Указе президента про роспуск парламента начнется 11 апреля. Затем первое заседание было перенесено на 17. По слухам, на этом настоял председатель КС Иван Домбровский, тогда как большинство судей выступало за немедленное начало рассмотрения.

Стоит вспомнить, что 4 апреля И. Домбровский подал в отставку. Свое решение он мотивировал политическим «давлением». Но с чьей стороны оно оказывалось, и какую форму имело, Домбровский рассказать отказался, несмотря на настоятельные призывы, в частности со стороны спикера Рады А. Мороза. В. Янукович тут же «намекнул», что на Домбровского «давит» Секретариат президента.

Коллегия судей отставку председателя не приняла, после чего он… ушел в кратковременный отпуск. Но лишь только стало известно, что коллеги намерены начать рассмотрение вопроса 11.04 председатель из отпуска вышел и настоял на переносе заседания.

И. Домбровский в прошлом – секретарь пленума Верховного суда, в 2004 году, во время рассмотрения в Верховном суде вопроса о непризнании победы Януковича на выборах президента, он занял позицию выгодную В. Ющенко. Говорят, осенью прошлого года Виктор Андреевич лично рекомендовал судьям Конституционного Суда, избрать Домбровского своим председателем. В любом случае, председатель КС лоялен к В. Ющенко, в этом можно не сомневаться, да собственно на Банковой это не слишком и скрывают. Кроме него к «своим» В. Ющенко уверенно может отнести еще шестерых.

Здесь уместна маленькая справка. В КС 18 судей: по шесть человек от президента, парламента и избирается Съездом судей. Кворум для заседаний – 12 человек. Для принятия решения необходимо 10 голосов.

Половина судей президентской квоты досталось В. Ющенко в наследство от предшественника. Поэтому управляемыми являются только трое. Зато он имеет влияние на нескольких судей избранных по судейской квоте, кроме того, из шестерки утвержденной парламентом один судья (Петр Стецюк) - ставленник «Нашей Украины».

Еще до своего злополучного Указа В. Ющенко встречался с судьями КС, то ли для прощупывания атмосферы, то ли с намерением дать «вводную». Тогда это вызвало маленький скандальчик, и даже место встречи, если помните, было срочно перенесено из Секретариата в помещение КС. Но твердой уверенности в «правильном» поведении судей у президента нет до сих пор.

Конечно, если бы перед судьями стояла более заковыристая проблема, чем сегодня, то и предсказать решение было бы сложно. Тем более - президент, он и в Африке президент, и в Украине. Рычагов влияния на судей у него более чем достаточно. В том числе и на тех, которые не являются «карманными».

Но в данном случае несоответствие Конституции страны президентского Указа, совершенно очевидно. Перечисленные в нем мотивы, основанием для роспуска парламента служить не могут. Конституция дает четкий перечень причин, в которых глава государства может воспользоваться этим своим правом, в Указе они не отражены, и по сути их нет. Точка. Чтобы прийти к такому выводу, не нужно не только быть специалистом по конституционному праву, не нужно даже иметь юридическое образование, нужно просто уметь читать. Точно также как для уверенности в том, что дважды два – четыре не обязательно знать дифференциальное и интегральное исчисление…

Но если вопрос юридически прозрачен, о чем думал президент, подписывая Указ, на что надеялся? Здесь могут иметь место несколько версий.

Первая. Надеялся, что его политические оппоненты «дадут слабину», растеряются. Кроме того, президент не даром в Указе выписал еще один пункт о том, что полномочия парламента прекращаются в момент публикации Указа. Пункт опять же противоречащий Конституции (см. часть первую ст. 90), но дающий возможность президенту единолично «рулить» страной до 27 мая. Возможно, была надежда и на то, что поскольку ПР, КПУ и СПУ и при досрочных выборах имели бы большинство (согласно данным социсследований), то они «поведутся» на такой вариант и сопротивляться насилию будут не слишком активно.

Вторая версия. Изначально расчет делался на то, что КС, который с момента своего формирования умудрился не принять ни единого решения, не сможет рассмотреть вопрос до выборов. А после выборов его решение уже мало кого будет интересовать.

Кроме того, наверное, и В. Ющенко, и Ю. Тимошенко рассчитывали на более эффективную массовку, на повторение «революционной» ситуации 2004 года. Но киевляне оказались пассивны, а оппоненты президента в свою очередь поспешили устроить в столице перманентный «антимайдан».

Раду и правительство «на пушку взять» не удалось. Не удалось достичь и внешнего эффекта всенародной поддержки горячо любимого президента. Оказалось, что помимо бабы Параски и группы партийных функционеров горячо любят нынешнего президента разве что назначенные им губернаторы.

И вот у В. Ющенко осталась одна надежда: добиться того, чтобы решение не было вынесено до 27 мая. Слухи о том, что президент может отозвать судей КС, назначенных по его квоте, могли иметь под собой некоторые основания. Однако, во-первых, для этого нужно иметь причины, оговоренные в Конституции и соответствующем законе. Во-вторых, поступить так – все равно, что расписаться в неконституционности своего Указа. Слишком неприлично. Поэтому ставка была сделана на дискредитацию КС.

Пятеро судей – ставленников президента на пресс-конференции заявили о том, что на них оказывается давление, и отказались участвовать в рассмотрении известного вопроса. На этот раз адрес, откуда «давление» оказывалось, был назван более-менее определенно – Рада. Правда, ни слова не было произнесено о том, в чем собственно оно состояло. Ведь нельзя же всерьез назвать «давлением» публичные оценки, которые депутаты давали Указу президента? По этой логике, всем гражданам страны нужно было вставить кляп в рот вплоть до рассмотрения вопроса в КС. А если процесс затянется? Задохнуться ведь можно…

Характерно, что пятерым «отказникам» тут же приставили охрану. Характерно, что именно из СБУ. Характерно также, что сами судьи об этом вроде как и не просили…

Вслед за этим, был выплеснут компромат на судью КС Сюзанну Станик, которая представляет в КС интересующий всех вопрос. Что-то там с двумя квартирами. Компромат был запущен по уже не раз апробированной схеме – через интернет. Затем уже за дело взялось СБУ (что характерно). В центре и на местах сторонники президента немедленно начали раскручивать скандал. А. Аваков, в одной из своих телевизионных передач, прямо (даже чересчур прямо) вопрошал: как можно доверять, когда такое безобразие, С. Станик должна немедленно опровергнуть, и т.д.

С. Станик опровергла. Прокуратура провела свою проверку и заявила, что все – неправда. Тогда и. о. главы СБУ В. Наливайченко, объявил, что расследование начато, но касается оно не самой судьи, а ее дочери.

Впрочем, можно не сомневаться, что вся история с дочерью судьи и ее квартирами будет иметь тот же результат, какой имеет «дело о транзитном сервере», «дело Кушнарева», «дело Колесникова» и все прочее. То есть «ложки найдутся, но осадок останется». Прием примененный не впервые.

К чему тогда это я так подробно? Только с одной целью – наглядно продемонстрировать, что СБУ, в лице своего нынешнего руководства не то, что вошло в политику, а уже увязло в ней по уши.

Но вот сегодня рассмотрение вопроса в КС все же началось. Забавней всего, что в нем, принимают участие все 18 судей. Конечно, не в том дело, что «подавленные», попав под прямой надзор спецслужб, почувствовали себя свободней. Просто в Секретариате поняли, что остальные судьи перебегать в лагерь «отказников» не желают ни прямо, ни закулисно. Значит, сорвать рассмотрение вопроса можно только изнутри.

Задача «президентских» судей состоит в том, чтобы не допустить рассмотрения Указа по существу. Поскольку существо у него – гнилое (во всех смыслах). Очень может быть, что это удастся, процедура – вещь сложная.

Запасной вариант, как я уже отмечал, - заведомая дискредитация отдельных судей и суда в целом, что должно наложить тень на его решение. Тень нужна, конечно, не сама по себе, а для создания общественной поддержки следующим действиям президента. Какими они могут быть? А любыми. В. Ющенко уже перешел черту. Разгон парламента – это как «первая кровь». Ему уже нечего терять. (Чуть подробней об этом – в одном из следующих материалов).

Не знаю, чем закончится рассмотрение вопроса в КС. И предугадывать не собираюсь. Зато уверенно могу сказать, что если КС признает Указ законным или если президенту удастся желанная затяжка процесса, для общества, для страны это будет иметь катастрофические последствия. Поскольку будет создан прецедент прямого и явного попрания Основного закона. А это будет означать, что президент может все. Например, может отказаться представлять премьер-министра, которого подает большинство, может разогнать парламент в связи с тем, что тот принимает «неправильные» законы или просто потому, что президенту не нравится цвет галстука спикера.

Более того, это будет означать, что все может любой чиновник в центре и на местах (разумеется, в рамках, определенных президентом). Можете назвать это – диктатурой, можете – беспределом. И то и другое будет правильным.