В Харькове строят комбинат по переработке беспризорников

Очень популярным на Западе методом решения проблемы беспризорных детей являются фостерные семьи или детские дома семейного типа. Такие семьи существуют и в Харьковской области, в качестве эксперимента.


На круглом столе, посвященном проблемам беспризорников, этот опыт был описан как передовой. Звучали предложения направить большую часть средств, выделяемых на решение проблемы, в эту сферу. Но преимущества фостерных семей – не однозначная аксиома. Тем более не в Европе, а в украинских условиях.



На круглом столе «Социальные проблемы роста беспризорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» ректор педагогического университета Иван Прокопенко прокомментировал планы увеличить количество воспитанников в детских домах семейного типа в области с 20 до 153 в 2007 году:

Иван Прокопенко – ректор Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды: «Думаючи про причини і шляхи подолання не треба так зразу… Я б не хотів би щоб добре працюючі, добре тестовані і контрольовані й педагогічно, психологічно і юридично виважені заклади (приюти и интернаты – прим. ред.) сьогодні вже закривались».

Ректор акцентировал внимание на том, что при таком перевыполнении плана существует серьезная опасность недостаточно тщательного отбора семей-претендентов на опеку. Из-за этого дети могут попасть в семьи, где к их воспитанию отнесутся недобросовестно. Например, денег на обеспечение возьмут, а детей «превратят в маленьких рабов». Прежде, чем создавать такое количество фостерных семей стоит создать систему тестирования семей в психологической, юридической и др. состоятельности семьи в качестве приемной, считает Прокопенко. Так что на данном этапе он является защитником интернатов. В качестве успешного примера был приведен интернат для мальчиков в Эсхаре Чугуевского района - Мужской педагогический лицей-интернат.

В комментарии журналистам ДоZора Иван Прокопенко уточнил, какими именно он видит интернаты.

Журналист: Вы говорили об эсхаровском интернате. Не могли бы Вы дать нам более подробную информацию о том, как была улучшена работа с беспризорниками в этом интернате?

И.П.: Смотрите, эсхаровский лицей я привел как пример удачной организации интерната, т.е. места, где учащиеся и живут, и, соответственно, учатся. Эти дети требовали выравнивания с точки зрения образования, но это не беспризорники. Не надо их в эту категорию относить.

Этот пример я привел, ведь если в интернате хорошо поставлена работа, то это лучший вариант. Ведь Суворовское училище – это тоже интернат, спортивные интернаты – это тоже интернаты. Я хотел сказать, что у нас есть хороший путь: не уничтожая интернаты, их перепрофилировать. Сделать, как и в Эсхаре, для всех, а не только для сирот. В нем учатся дети изо всех районов области.

Сделать профильные школы: спортивные, производственные и др. Вот живые примеры лучших спортсменов, физиков ученых Харькова могли бы стать примером и притягательной силой, чтобы в эти интернаты были огромные конкурсы. При этом можно дать приоритет семьям, в которых есть трудности с воспитанием детей, соединить работу по профилактике беспризорности и сиротства с интернатными учреждениями.

Ж.: Но ведь в интернатах дети вырастают психически неполноценными, становятся со временем преступниками.

И.П.: Не путайте. У нас совершенно нет интернатов, прытулки-то у нас есть для правонарушителей несовершеннолетних или тех, которых мы с улицы взяли, мы им даем пересидеть там. Они по какому режиму работают? Их там можно помыть, почистить, профилактировать и со здоровьем справиться. Ну, холодно, голодно, они посидели там, а дальше пошли, как цыгане. Это сезонное, так сказать.

Но большинство из них – нормальные дети, запущенные только дети, с педагогической точки зрения запущенные. Вот их бы в такие интернаты, где их научат ремеслу…

Ж.: И какова будет эффективность интернатов, так сказать, смешанного типа?

И.П.: Ну, на примере того же лицея в Эсхаре. Уже 14 лет он выпускает с полным средним образованием. За 14 лет все 100% выпускников стали студентами высших учебных заведений, были годы, когда все 100% становились студентами педагогического университета. Мы их не обязываем становиться студентами педагогического университета, но поскольку там есть профилизация на педагогическую профессию, то большинство из них становится нашими студентами. Мы очень рады, потому что это мальчики, которые становятся учителями-мужчинами, и все они работают в школах.

А в Коломацком районе и еще в нескольких районах еще 5 лет назад появились заведующие районным отделом образования из числа выпускников эсхаровского интерната.

Такие учереждения должны возникать еще, кроме действующих, должны возникать новые.

Ж.: То есть у большинства детей в Эсхаровском интернате есть родители, но там есть проблемы в семье?

И.П.: Там есть и сироты, но это почти исключение. Ну, есть некоторые проблемы. Анализ их успеваемости до 9-го класса свидетельствует о том, что, ну, не были они лучшими учениками в своих школах. Там представлена вся Харьковская область, почти все районы. И они нормально живут, в нормальных условиях, нормально воспитываются, по двое, как правило, живут в комнатах, а не казарму мы воспитываем.

Ж.: Скажите, а Вы знаете, как дальше складывается жизнь выпускников интерната?

И.П.: Я примеров девиантного поведения не знаю. Они все нормальные дети. Проходя школу высшую у нас, они у меня и активисты, и заметные, они наоборот более продвинутые, потому что чему-то научились в интернатных условиях. Это дети, как правило, более продвинутые, чем мамины детки.

Там на круглом столе говорили, что воспитанники интернатов иногда не знают, как сметану купить. А эти все знают, они умеют за собой следить, обслуживать себя умеют, и знают, что чего-то нужно достичь, опираясь на собственные силы.

Ж.: А как же передовой опыт, фостерные семьи?

И.П.: Я не верю, что люди уже настолько богаты… Американское общество, американские семьи – это хороший пример, но они, не только социально, ментально, но и экономически более готовы к тому, чтобы этим заниматься. Более того, там столетия насчитывает работа по профилактике насилия. Полиция работает не на профилактику беспризорности, а на профилактику насилия. А ведь именно насилие в семьях, в основном, становится причиной того, что дети уходят из дому. Так что это есть, по существу, профилактика беспризорности.

У нас эта система будет приживаться медленно и, поэтому объявить клич «Семьи, забирайте этих всех детей – мы закрываем интернаты!». А кто-то уже и подсчитал, сколько мы сэкономим при этом… Это ужасно!!! Мы просто сделаем плохую услугу обществу.

Но в перспективе я считаю, что семья – это хороший вариант. В Украине 14,7 млн. семей и, по официальной статистике, 100 тыс беспризорников. Так что можно найти родителей для всех.

Ж.: Но ведь для этого нужно уговорить человека взять к себе беспризорника?

И.П.: Да. Для этого нужно создать службу. Существующие службы занимаются только констатацией: увеличилось или уменьшилось. А если, не дай Бог, увеличилось, то целая трагедия, а если уменьшилось – большие достижения. Это нельзя относить на адрес этой службы, это скорее закономерность проявляется какая-то, нежели служба. А вот при этих службах должны быть созданы общественные или государственные, какие угодно службы профессиональные: психологически, педагогические и так далее, которые будут и детей тестировать, и педагоги поработали бы с ними. Очень многие детки хотят учиться, я с детьми этими общаюсь, они хотят учиться, но уже не знают как. Ему 11 лет, а он не умеет читать.

Ж.: Скажите, пожалуйста, а кто финансирует существующие интернаты?

И.П.: Все учреждения интернатного типа состоят на областном бюджете.

Ж.: И хватает финансирования?

И.П.: Ну, хватает, но не хватает. Лучше можно было бы обеспечивать. На что хватает? На ведение учебного процесса, а чтобы сделать что-то больше – нет.