Новые нормы по единому соцвзносу

Верховная Рада приняла прогрессивный закон в части начисления Единого социального взноса /ЕСВ/, стимулирующий легализацию предпринимателями заплаты наемных работников и ее рост. Однако на практике эффективность применения новых норм может быть существенно снижена за счет увеличения зарплаты и, соответственно, нагрузки по другим «зарплатным» налогам, которые также обязан выплатить предприниматель.


2 марта Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда)». Отметим, что хотя этот закон на вечер 3 марта не подписан президентом Украины Петром Порошенко и не опубликован, однако с высокой степенью вероятности можно утверждать, что он это сделает.

- Уверена, что подпишет, - отметила народный депутат Украины, президент общественной организации предпринимателей «Фортеця» Оксана Продан в комментарии «Восточному».

Законопроектом снижается нагрузка на зарплату в части ЕСВ – один из «зарплатных налогов» путем введения коэффициента 0,4 к размеру единого взноса в 2015 году и коэффициента 0,6 к размеру единого взноса в 2016 году.

При этом вводятся ограничения права предпринимателя на применение этих коэффициентов:

а) база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце увеличилась на 20 и более процентов по сравнению со среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 в расчете на одно застрахованное лицо;

б) после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце составит не менее чем среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год;

в) количество застрахованных лиц в отчетном месяце не превышает 200 процентов среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год. Данное условие не применяется к физическим лицам, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, и физических лиц, использующих труд других лиц на условиях трудового договора (контракта).

Также введен запрет на применение этой «скидки» в случае наличия задолженности по ЕСВ до ее погашения. После погашения право на использование коэффициентов восстанавливается.

- Это однозначно позитивный закон. В нем заложены те наши цели, которых мы добивались изначально. Есть некоторые сложности с расчетными формулами, но, думаю, бухгалтера с этим вполне справятся, - высказал мнение президент ХГОО Ассоциация частных работодателей Александр Чумак.

- В конечном тексте законопроекта существенно уменьшено количество требований /ограничений/ для применения коэффициентов. Его введение будет способствовать легализации бизнеса. Мы сейчас ждем его публикации, - отметила начальник управления коммуникаций Управления ГФСУ в Харьковской области Яна Чуб.

Бухгалтера, которые обслуживают малый бизнес и с которыми побеседовал корреспондент, также поддерживают новый закон, но осторожно оценивают применения его норм на практике.

- Мы пока не будем увеличивать зарплату с расчетом на понижающие коэффициенты по ЕСВ, нужно просчитать изменение общей налоговой нагрузки на зарплату. Потому, что в случае увеличения размера зарплаты не только уменьшается ЕСВ, но увеличиваются за счет роста самой зарплаты другие зарплатные налоги - НДФЛ – 15%, военный сбор - 1,5%, ПФ - 3,6%. Общий фонд зарплаты, с учетом всех налогов, может быть в итоге увеличен и выгоден не каждому предпринимателю, - считает бухгалтер малого предприятия Наталья с 20-летним бухгалтерским стажем.

Как вывод, можно отметить, что один, самый позитивный закон не может изменить систему отношений бизнес/власть. Еще слишком много осталось сфер, где также требуются изменения. Таким образом, практика внесения законопроектов с учетом мнения малого и среднего бизнеса должна быть продолжена депутатами парламента.

- Закон в целом нас вполне устраивает. Однако теперь предприниматели будут стараться решить следующий вопрос - с кассовыми аппаратами. Он сейчас не «на времени» - кризис. Стоимость одного кассового аппарата высока – порядка 10 тысяч гривень. Мы хотели бы, чтобы Кабмин или перенес, или отменил введение РКО, или, как вариант – зачел стоимость приобретения РКО в налоговый кредит. И хотелось бы свести к минимуму администрирование и проверки кассовых аппаратов, - отметил Александр Чумак.

Материалы по теме