В Украине самые популярные в США свадебные платья и крутые среди байкеров кожаные куртки. А что в ЕС?

В мире уже слишком много производственных мощностей: заводов больше, чем спроса. Это означает, что нельзя мечтать о том, что мы будем фабрикой, где будут собирать что угодно. Но это не значит, что сюда никто не придет.


Так считает Тарас Качка, заместитель исполнительного директора Международного фонда «Возрождение» (в прошлом уполномоченный по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Украины, вице-президент по стратегическому развитию, и и.о. президента Американской торговой палаты в Украине).

Во время открытой лекции «Ресурсы ЕС для поддержки бизнеса, который выходит на рынки Европейского Союза» он рассказал об инструментах Соглашения об ассоциации.

Эксперт начал с глобальных проблем, связанных с тем, как меняется мир. «Первая проблема коммерческого характера — например железнодорожные вагоны. Это печальная история, связанная с тем, что в Украине были огромные заказы на РЖД. Пока были эти контракты на 7-10 лет, производитель вагонов о завтрашних заказах не думал. Контракт истекал именно в 2013-2014 году, и нужны год или два, чтобы теперь найти новый. Поэтому фактически сегодня в этой области огромный спад.

Вторая ситуация — это тот самый Турбоатом и другие компании, от продукции которых России очень трудно отказаться. 
И третья история — наше судостроение, главная проблема которого называется Южная Корея и Китай. Они забрали со всего мира все судостроения. Как выживают другие страны и в чем мы можем выиграть? Как ни странно, на своей инженерной базе: как старой, так и новой », — уверен Тарас Качка. 

Что касается торговли непосредственно с ЕС, по словам эксперта, на самом деле, здесь изменились нюансы, но вопросы, которые беспокоят людей, по сути, те же. 

Первый блок вопросов касается стандартов, второй блок — отношений с другими партнерами, в первую очередь с Россией. Третий блок вопросов — существующая финансовая поддержка по торговле с ЕС.

«Соглашение об ассоциации Украины с ЕС предусматривает постепенную ротацию технических стандартов — это означает также и изменение обязательных условий в сфере стандартизации. Это процесс эволюционный, который проходит не только Украина, но и соседние страны, в том числе и Российская Федерация. 
Происходит постоянная эволюция тех стандартов, зародившиеся в качестве базы инженерного знания, когда соединялись ГОСТы — они фактически таковыми и остаются. Потому что то, что вы производите, должно совпадать с деталями других производителей, для этого вы используете тот или иной ГОСТ. Что касается отношений с Россией, то у нас получается такая интересная ситуация. В период между 1990-м и 2013-м годами, Россия сократила торговлю со всеми своими соседями — с белорусами меньше, но со всеми сократила. То есть в наших двусторонних отношениях эта тенденция началась не в 2013 году, а в 2011-м, как ни странно. Причиной этого сокращения стала программа импортозамещения, которая стала применяться в ЕС», — рассказывает Т.Качка. 

«В 2013 году к этому добавилась политика и война. Это такая, негативная часть истории, — продолжает он. — Положительная часть истории состоит из 3 частей. Первый — это то, что Украина, начиная с 2010 года, говорила, что у нас есть 3 группы партнеров: одна часть — это всегда страны СНГ, одна треть шла на Европу (27% из этого составлял ЕС), и треть занимала остальной мир: Африка, Ближний Восток, Китай. 
В связи с тем, что по трети занимают и Европа, и Россия, то нам нужно соглашение о свободной торговле и с теми, и с теми. Потому что так случилось, что мы всего производим больше, чем потребляем. Особенно в сельском хозяйстве. Мы уже лет 7 производим зерновых в два раза больше, чем мы внутри съедаем (вместе с животными). При этом урожайность постоянно растет. Мы не дошли до уровня урожайности, как в ЕС, мы только на половине. США, Канада — хорошие рынки, хоть и дальние, но туда мы тоже продаем. 
Если взять торговую статистику, оказывается, что мы продаем повсюду: 200 юрисдикций — это даже больше, чем признанных государств. Мы продаем все. Единственное, что мы не продаем: киви, бананы и натуральный шелк. Поэтому, когда говорят, что США не является крупным торговым партнером, у нас есть, как минимум, два примера», — говорит эксперт.

Тарас Качка рассказал историю о Черновцах, которые уже несколько лет является городом, где производятся самые популярные в США свадебные платья. В то же время, в Виннице он нашел производителей кожаных курток, которые являются самыми крутыми среди байкеров в Штатах.

Напомним, лекция заместителя исполнительного директора Международного фонда «Возрождение» Тараса Качки состоялась в конце марта в IDP Business Space в Харькове.

Перед лекцией выступил Александр Чумак, директор Ассоциации частных работодателей, руководитель проекта МФВ «Новый отсчет», который представил Харьковский агентство местного экономического развития (ХАМЕР), которая планирует помогать власти и местной общине реализовывать экономический потенциал региона, сообщает «Восточный Дозор». 

«Мы готовы помогать писать бизнес-проекты, параллельно мы имеем опыт привлечения инвесторов для финансирования проектов. На сегодняшний день у нас есть эксперты, которые помогают исследовать рынок», — рассказал президент Ассоциации частных работодателей.