От социологов ожидается проведение двух экзит-полов в день парламентских выборов

30 сентября опрашивать украинцев на выходе из избирательных участков будут 2 социологические компании: консорциум «Национальный экзит-пол-2007», а также компания Research & Branding Group.


Спонсорами первого являются 9 иностранных посольств и фондов, среди главных клиентов второй компании значатся структуры Рината Ахметова.

По предварительной информации, два исследования обойдутся спонсорам и заказчикам в четверть миллиона долларов.

«Решение о проведении экзит-пола было принято нашей компанией 13 сентября, заказчиков у него пока нет», - сообщил директор Research & Branding Group Эдуард Золотухин.
По его данным, будет опрошено 10 тысяч избирателей на 500 участках. Социолог затруднился назвать стоимость исследования. По данным издания, она составит около 120 тысяч долларов.

Консорциум «Национальный экзит-пол-2007», в который вошли Фонд «Демократические инициативы», Киевский международный институт социологии и Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, потратит на свое исследование около 130 тысяч долларов.

«Эта сумма учитывает как стоимость опроса, так и расходы на сопутствующую информационную кампанию», - объясняет директор Фонда «Демократические инициативы» Илько Кучерив.

Согласие на финансирование экзит-пола уже дали 9 иностранных посольств и фондов, еще с несколькими ведутся переговоры.

Консорциум «Национальный экзит-пол-2007» планирует опросить 20 тысяч респондентов на 300 избирательных участках.

Как отмечают Подробности, на парламентских выборах-2006 «Национальный экзит-пол» и Research & Branding Group вместе со Всероссийским центром изучения общественного мнения дали результаты, отличающиеся от данных Центральной избирательной комиссии не более чем на 1%, хотя исследования финансировались из разных источников. 

В то же время, политолог Сергей Таран допускает возможность того, что партии и блоки попытаются сфальсифицировать результаты экзит-полов.

«Если штабы узнают, на каких избирательных участках будут проводиться опросы, они могут запустить «карусели» специально для того, чтобы исказить их результаты», - предрекает эксперт.

По мнению руководителя социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, подделка результатов позволит маленьким партиям спекулировать на якобы нечестном подсчете голосов.