Самороспускание

Тимошенко и Ющенко признали незаконность президентского Указа. Зачем было подставлять президента? Как нам обустроить самороспуск? 450 – 150 еще ничему не равно… Мнение возмущенного избирателя.


Антиконституционность Указа о роспуске парламента фактически признана всеми, включая и президента и оппозицию. В слух, конечно, ничего не сказано, но дела иногда красноречивей слов.

Как мы уже отмечали, политическая провокация, направленная как бы против Сюзанны Станик (а на самом деле – против КС), была использована президентом, и использована грубо. И хотя он ранее заявлял, что подчинится любому решению КС, сейчас он от своих слов фактически отказался. Отказался «не словом, а делом».

Теперь что касается «оппозиции», то есть БЮТа, «Нашей Украины» и примкнувших к ним.

Во-первых, они тоже как за соломинку ухватились за «дело Станик». Не постеснялись даже написать по этому поводу письмо в Парламентскую ассамблею Совета Европы, в котором по поводу КС заявили: «Дієздатність та неупередженість цього органу викликає в українському суспільстві серйозні сумніви». Под «суспільством» видимо понимается та его часть, которая верует, что Юлия Владимировна является новым воплощением Христа, только в юбке и с косой. В упрек судье поставлено, что она «всупереч зверненню Президента Ющенка, категорично відмовилася взяти самовідвід». Хороша логика… А ведь стоило бы, наоборот, сделать замечание президенту за прямое давление на суд и крайне неэтичное поведение. Тем более это было бы уместно сделать ввиду того, что прокуратура не нашла причин открывать дело, - события преступления нет.

Во-вторых, как мы уже отмечали, «оппозиция» призывала президента отозвать «своих» судей. Что для этого нет никаких оснований, никого не смущает. Более того, об этом говорят прямо. «Если не юридические, то морально-этические основания для такого отзыва есть» - заявил депутат от БЮТ Сергей Терехин (бывший министр экономики в правительстве Ю. Тимошенко, один из творцов «экономического чуда», в результате которого быстро растущая экономика страны вошла в период стагнации). Весьма откровенно. В переводе на общечеловеческий это звучит так: «Указ, понятно, незаконный, но нам очень хочется…»

В-третьих, вчера мы могли наблюдать силовой, по своей сути, вариант. А как еще назвать попытки не пустить членов КС на их рабочие места? Отчего это в воздухе повеяло «революцией»? Да оттого, что люди, подбившие В. Ющенко на откровенную глупость, поняли: дело неумолимо идет к развязке, за отведенный месяц КС справится с рассмотрением Указа, и решение его будет именно таким, каким и должно быть. Значит, нужно сорвать процесс любым способом.

Последний шаг, к которому прибегли нашеукраинцы и БЮТ – сдача мандатов, самороспуск их парламентских фракций. Смысл в том, чтобы сделать Верховную Раду неправомочной. Для этого нужно, чтобы ее состав стал меньше на 150 депутатов.

О юридических нюансах – чуть ниже. Пока же хочу подчеркнуть одну деталь. Политики из «оппозиционного» лагеря (и обслуживающие их политологи), мотивируя свой шаг, говорят следующее: «Это будет еще одним правовым аргументом для роспуска Рады».

Давайте, отделим мух от котлет. Сдача депутатских мандатов не может быть «еще одним» или «новым» аргументом, поскольку до сих пор не было вообще никаких правовых причин для роспуска ВР. Так что отказ от мандатов, если и станет такой причиной, то единственной. Более того, сам по себе, этот шаг в очередной раз подтверждает, что инициаторы роспуска Рады уверены в незаконности Указа президента.


Но главное не в этом. На самом деле возможность сдать мандаты у БЮТ и «Нашей Украины» была всегда. Более того, полгода назад, когда фракции «Нашей Украины» и БЮТ такой демарш мог быть более эффективным, поскольку реальная численность этих фракций изначально была большей, чем сейчас. Почему же самороспуск не случился месяц или шесть месяцев назад? Зачем было подставлять президента, выдавливая из него тот самый Указ? То есть для Ю. Тимошенко подставить В. Ющенко – главная радость в жизни, это понятно. Но зачем это Балоге или Кириленко? Ответ простой, и заключается он как раз в том, что все сложней, чем кажется на первый взгляд.

Во-первых, недостаточно того, чтобы члены фракций сложили свои полномочия, нужно «обнулить» весь избирательный список. В противном случае, места выбывших автоматически заполняются теми кандидатами в депутаты, которые стояли в этом списке ниже. А это требует времени, проведения съездов, причем юридически чистого проведения. А, главное, требует действительно общего согласия. А если не все согласны?

Во-вторых, согласно процедуре, за выбывание депутатов должен голосовать парламент. Это, конечно нелепо, но это так. А если большинство, не проголосует?

Наконец есть еще один нюанс. Очень важный. Статья 82 Конституции, на которую опираются в своих рассуждениях «самораспущенцы», звучит так: «Верховна Рада України є повноважною за умови обрання не менш як двох третин від її конституційного складу». Иными словами, если в парламент изначально было избрано менее 300 депутатов, Рада работать не может и нужно назначать новые выборы.

На мой взгляд, этот пункт, как и некоторые иные, является в Конституции атавизмом. То есть при мажоритарной или смешанной системе выборов неизбрание 151 депутата возможно. При чисто пропорциональной – практически невероятно. Но, возможно, я ошибаюсь.

Да, сегодня и не в этом суть. Главное - статья говорит об избрании, а избраны были, как вы помните 450 человек. Допустим, после этого 150 решили, что делать им в парламенте нечего. Их право. Но, Конституция прямо не указывает на то, что в этом случае парламент следует считать недееспособным.

Конечно, в этом случае, Рада никогда не сможет преодолеть вето президента или внести изменения в Конституцию. Но еще вопрос, является ли такое (странное, конечно) положение дел основанием для новых выборов. Во всяком случае, однозначного ответа нет, и его придется опять искать в Конституционном суде…

Вот потому-то Ю. Тимошенко, неоднократно ранее угрожавшая «самораспущением», до сих пор претворять свои угрозы в жизнь остерегалась. И то, что происходит сейчас просто шаг отчаяния, истерика. Правда, истерика с подтекстом (истерики и слезы Юлии Владимировны всегда имеют подтекст). Самороспуск может служить с одной стороны инструментом давления на президента, подталкивая его на новые нарушения Конституции, с другой – психологическим давлением на КС, наконец, с третьей – подготовкой к новому варианту «оранжевой» революции, своеобразным призывом: «Все кому дороги идеалы Майдана…»

Есть еще один момент, на этот раз – забавный. Отказываясь от мандатов, в надежде на автоматический роспуск всей Рады, «оппозиция» неявно признает, то, что на словах признавать категорически отказывается – парламент есть, он существует, он работает… Ведь смешно затевать роспуск того, что уже распущено…

И в заключение – о морали и этике. Этими категориями очень любят оперировать и Ю. Тимошенко, и В. Ющенко, и Ю. Луценко и все прочие. В частности, все они постоянно ссылаются на право народа избирать себе власть. Так вот. Допустим, я год назад проголосовал за БЮТ. Страшное допущение (даже вздрогнул), но допустим. Ну, поверил я в чистые глаза Юлии Владимировны. Теперь мои избранники, демонстрируют полное нежелание работать: бузят в парламенте, отключают электричество и т. д. Наконец, они возжелали самораспуститься. Какого черта?! Я их делегировал, чтобы они законы принимали, отстаивали мои интересы! И ведь в чем еще фокус: после того, как самораспустившись, они продемонстрировали полное свое бессилие, они еще и имеют наглость себя же предложить мне на следующих выборах! Мало того, новые выборы будут ведь проведены за мой, налогоплательщика, счет! Это этично?

А если, допустим, я голосовал за коммунистов? Тогда и вовсе белиберда получается. «Мои»-то самораспускаться не желают, они пашут, на мое благо. И вот теперь у меня, какая-то Тимошенко хочет отобрать сделанный мною, осознанный, выбор… Не морально!

Вот. Мои рассуждения о морали и нравственности, конечно, весьма спорны (сам готов спорить). Но, скажите, неужели рассуждения президента или Ю. Тимошенко логичней?