С 18 года Харькова коснутся глобальные реформы школьного и высшего образования

Реформы коснутся многого: от количества учебных лет до финансирования школ.


Старшеклассникам будет предложено в последние три года учёбы получать либо профессиональное образование, либо профильное с углублённым изучением предметов по выбору.

Чтобы разгрести место для профильных предметов, остальные соединят в т.н. «интегрированные курсы» — это объединение нескольких предметов схожей тематики в один. Историю Украины интегрируют в курс всемирной истории. А физику, химию и что-нибудь ещё — понемногу соединят в «курс естественных наук». Школы получат право самостоятельно выбирать, какие курсы будут объединёнными. Минобразования предполагает, что интегрированный курс с историей выберут многие школы, поскольку и всемирную историю, и историю Украины преподаёт один учитель. С естественными предметами, где учителя ведут разные курсы, будет сложнее. Для 10–11 классов интегрированные курсы МОН предлагает запустить с начала 2018–2019 учебного года.

Учебные заведения снова переименуют. 5–9 классы станут гимназиями, а старшая школа — лицеями. Как считают реформаторы, это для того, чтобы прекратить злоупотребления статусом, когда в обычной школе, переименованной в гимназию, остаётся прежний уровень преподавания, а также поможет уйти от социального расслоения между учебными заведениями.

Со школьным уравниваются удаленное образование и домашнее. Если ребёнок изучил предмет на определённом уровне вне школы и может это подтвердить документально, то в школе его не заставят повторно писать контрольные, самостоятельные, сдавать экзамены по этой дисциплине. Доказывать компетентность в естественных науках придется с «научным пониманием природы и современных технологий», способность формулировать гипотезы, собирать данные, анализировать результат. Предполагается ввести 12 таких «компетентностей».

Школу переведут на 12-летку. В одном из вариантов перехода первые школьники, которые будут учиться 12 лет, пойдут в школу 1 сентября 2018 года. Тогда в последний класс они попадут в 2029-м. По второму сценарию предполагается, что в случае запроса общества и наличия необходимого финансирования перейти на 12-летнее обучение смогут и те, кто уже учится в школе.

В вузах тоже все меняется. Украина перейдёт на систему, когда дополнительный год обучения в профильной старшей школе де-факто заменяет первый год обучения в вузе. Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре года, как сейчас, а три.

Учителям начальной школы повысят квалификацию. 20 тыс. человек, которые в 2018 году возьмут первые классы, будут повышать профессионализм в институтах последипломного образования, других учебных заведения либо у физических лиц — известных специалистов, учителей, мастеров. После этого у педагогов появится возможность добровольно сертифицироваться. В случае успешной сертификации учитель будет получать надбавку в объёме 20% от оклада в течение трёх лет действия сертификата.

Со школ полностью снимается внешний контроль, кроме специальной структуры. Органы местного самоуправления будут только проверять условия обучения. Отделы образования лишат контроля над работой учителя. Теперь качество процесса преподавания будет проверять Государственная служба качества образования. Также предполагают отменить аттестацию школ.

Педагог сможет сам распределять количество часов между темами, которые необходимо пройти классу, самостоятельно выбирать программу обучения. Останется лишь главное требование к такому учителю — соответствие результата его работы государственным стандартам образования.

Реформой предполагается введение прозрачной отчётности обо всех финансовых поступлениях и тратах школы, с которыми смогут ознакомиться и родители, и учителя, и дети.

Директоров школ будут выбирать на конкурсной основе. На своей должности они смогут работать не больше двух сроков подряд по шесть лет. МОН так хочет обеспечить ротацию, каждый директор будет самостоятельно подбирать школьную команду каждые 6 лет на свой вкус.

Сейчас учреждения высшей школы считаются бюджетными организациями, поэтому все деньги, которые вузы привлекают со стороны, они переводят на счета Госказначейства. Реформа предлагает им новый статус — получателей бюджетных средств. Отчитываться перед Госказначейством вузам придётся только за те деньги, которые получены от государства. Ответственность за остальные средства — получение, трату и уплату с них налогов — будет нести руководство учреждений.

Также собираются создать механизм связи образования и рынка труда. Национальное агентство профессиональной квалификации обяжут собирать у работодателей профессиональные стандарты, после чего как-то внедрять их в учебный процесс.

Реформа также вводит определение академической добропорядочности. Те, кого уличат в плагиате, списывании, фальсификации, не смогут ему соответствовать. Это касается всех этапов образования, начиная с детского сада, заканчивая защитой докторских диссертаций. У обманщиков шансы получить учёную степень, хорошую оценку или важную должность будут стремиться к нулю.

Как ранее писал «Восточный», 1 сентября в Песочине торжественно открыли школу «Мобиль» — первую школу, которая была построена в области за годы существования Украины. 

Материалы по теме