Дорогу с солнечными батареями сдали в эксплуатацию

Министр экологии и природных ресурсов Франции Сеголен Руаяль шагает по новой дороге Министр экологии и природных ресурсов Франции Сеголен Руаяль шагает по новой дороге

Министр экологии и природных ресурсов Франции Сеголен Руаяль торжественно открыла в четверг, 22 декабря, первую в мире «солнечную дорогу».


Как мы писали ранее, километровый участок стоимостью 5 миллионов евро был в процессе сборки, а теперь введен в действие в нормандском городке Турувр-о-Перш (130 км от Парижа).

Аналоги существовали: например, в Амстердаме два года назад ввели в действие 70-метровый участок велодорожки, под которым разместили солнечные батареи.
Но велодорожка — это не трасса, по которой могут идти большегрузные автомобили. К тому же в нормандском Турувре открыли внушительный — километровый — участок и уложили под асфальт (под резиновую прокладку) 2800 квадратных метров солнечных батарей.

Чуть раньше на трассах Франции уже открывали экспериментальные солнечные «лоскутки» (четыре штуки), но не на трассах — а рядом с паркингами и общественными зданиями. Участки от 50 до 100 метров были открыты в департаменте Вандея (регион Земли Луары), в городке Септем-ле-Валлон (недалеко от Марселя) и в столичном департаменте Ивелин.
Полученную энергию используют тут же на месте: например, в городе Ла-Рош-сюр-Йон (административный центр Вандеи), где батареи в июне 2016 г. были уложены у въезда в культурно-спортивный комплекс, они питают установленную здесь же станцию для подзарядки электромобилей.

Впрочем, это пока ничего не доказывает: экспериментальные «лоскутки» уложены всего несколько месяцев назад и уложены там, где дорога не испытывает большой нагрузки.
В нормандском Турувре все гораздо серьезнее: по километровому «солнечному» участку трассы ежедневно будет проходить две тысячи машин, включая многотонные фуры.

Еще один вопрос заключается в том, выдержит ли нагрузку по укладке солнечных батарей под асфальт бюджет французской республики.
Солнечные батареи, пригодные для укладки под дорожное полотно (т.н. Wattway), стоят в 13 раз дороже, чем солнечные панели, устанавливаемые на крышах, и в 17 раз дороже, чем панели, которые ставят на земле. При этом Wattway производят энергии на 1,5–3,3% меньше, чем панели.

Власти и подрядчики надеются, что стоимость Wattway будет падать со временем, когда французские производители выйдут на выпуск крупных партий. В пример они ставят «классические» солнечные батареи, себестоимость которых за шесть лет (с 2009 по 2015 годы) упала на 60%.
Оптимизма французским производителям батарей добавляет запуск французского «общенационального плана» по открытию новых участков «солнечных дорог». О запуске торжественно объявила министр экологии Руаяль.

Первый этап плана — экспериментальный — продлится четыре года: то есть даже если он завершится провалом, французские производители не проиграют.
Уложив солнечные батареи хотя бы на ¼ всех французских дорог (при их общей протяженности в 1 млн км), мы сможем добиться энергетической независимости Франции, — утверждают в компании Colas.

Кстати, городок Турувр для проведения эксперимента выбрали потому, что именно здесь и расположено Scop SNA — предприятие по производству солнечных батарей. До запуска эксперимента предприятие было на грани закрытия: в 2015 году оно уволило почти половину сотрудников, и вот уже год по решению суда находится под процедурой внешнего управления.
Теперь руководство предприятия надеется выправить ситуацию.

В день открытия «солнечной дороги» в Турувре на ленты информагентств вдруг «упала» еще одна обнадеживающая новость: французская таможня раскрыла масштабную преступную схему, по которой по тайваньским подложным документам в Европу ввозились китайские солнечные батареи (с 2013 по 2015 гг. таможня задержала 120 контейнеров с батареями на сумму 11 млн евро). Как утверждает таможня, мошенники делали это для того, чтобы обойти «драконовские» пошлины, установленные в ЕС на китайские батареи с декабря 2013 года.

Власти Евросоюза ввели эти меры, обвинив китайцев в недобросовестной конкуренции: благодаря низкой стоимости труда, их батареи продавались на 15–20% дешевле европейских. Это привело к быстрому «закату» европейских предприятий по производству солнечных батарей. Во Франции, например, с 2010 по 2012 годы пришлось сократить 14500 рабочих мест в отрасли — то есть примерно половину.

Напомним, 1 км солнечной дороги стоит 5 млн евро. Гарантии, что эти деньги окупятся, сейчас не может дать никто.
По уточненным данным, километр солнечной дороги ежедневно будет «отдавать» 790 kWh «дармовой» энергии. Т.е. меньше 70 евро в день. А это значит, что участок первой в мире «солнечной дороги» окупится примерно за 200 лет.

Материалы по теме

Один из таких развёртываемых модулей, разработанных компанией Bigelow Aerospace, уже работает на МКС с весны 2016 года. Отстыковать четырёхметровую конструкцию планируют в следующем, 2018 году.