Что происходит в голове, когда мы едим «мусорную пищу»

Большинство из нас знает, что нездоровая пища — это плохо, но вкусно… Мы также знаем, что плохое питание связано с проблемами сердца, высоким давлением, и множеством других проблем.


Термин Junk Food (мусорная пища) широко употребляется в англоязычных странах и значит буквально на американском английском: Суррогат; Высококалорийный, но малоценный с точки зрения питательности продукт, например, американский сыр, хот-дог, пицца, кока-кола и т.п. 

Обычно так называют продукты с большим содержанием искусственных пищевых добавок, красителей и наполнителей, благодаря которым они приобретают привлекательный внешний вид. 

Стивен Уитерли (Witherly) — исследователь в области нутрициологии — провел последние 20 лет, изучая то, что делает определенные продукты способными вызывать более сильную зависимость, чем другие. Результаты своих исследований он изложил в книге «Почему люди любят мусорную пищу.» 

По Witherly, когда ты ешь вкусную еду, действуют два механизма, которые делают опыт приятным. 
Во-первых, это ощущение употребления пищи. 
Это целый комплекс ощущений: вкус (соленый, сладкий, и т.д.); запах; и ощущения во рту. 
Это последнее ощущение — известное как «orosensation» — может быть особенно важно. 

Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы обнаружить наиболее удовлетворяющий уровень хруста в картофельных чипсах. 
Их ученые проводят исследования идеального количества пузырьков в газировке. 
Все эти факторы в совокупности создают приятные чувства в мозгу с приемом определенного продукта или напитка. 

Вторым фактором является фактический состав макроэлементов пищи — смесь белков, жиров и углеводов.

В случае «мусорной» пищи, производители продуктов питания ищут идеальное сочетание соли, сахара и жира, которое возбуждает ваш мозг и заставляет вас есть их снова и снова. 

Как наука создает тягу к еде

Есть целый ряд факторов, которые ученые и производители продуктов питания используют, делая продукты более притягательными. 

Динамическая контрастность. 
Динамическая контрастность — это комбинация различных ощущений в одном продукте. 
По словам Witherly, продукты с динамической контрастностью — это, например, сочетание хрустящей оболочки, внутри которой заключено что-то мягкое и сливочное, и полное активного вкуса. 
Это правило относится к самым разным готовым продуктам — жареные куриные крылышки в панировке, конфеты Рафаэлло, мороженое в глазури, сладкие батончики, печенье с начинкой. 
Мозг воспринимает еду с динамической контрастностью всякий раз как что-то очень новое и захватывающее. 

Слюноотделение. 
Это важный аспект пищеварения, и чем больше слюнного ответа вызывает продукт, тем больше вкусовые рецепторы направляют информации в мозг. 
Например, эмульгированные продукты (сливочное масло, шоколад, заправки для салата, мороженое, и майонез) способствуют слюноотделению и приятным ощущениям в мозгу. 
Это одна из причин, почему большинство любит продукты с соусами. 

Быстрое растворение во рту. 
Продукт, который «тает во рту», дает сигнал в мозг, что ты не съел столько, сколько на самом деле. 
Другими словами, эти продукты буквально говорят твоему мозгу, что ты не наелся, несмотря на то, что уже проглотили достаточно. 

Результат: вы склонны переедать. 

Сенсорный специфический ответ. 
Мозг любит разнообразие. 
Если ты чувствуешь одинаковый вкус снова и снова, то ты начнете получать все меньше удовольствия. 
Это может произойти в считанные минуты. 
Но вот картофельные чипсы, например, сделаны так, чтобы не наскучить мозгу — сначала твердые, хрустящие, они растворяются во рту с ощущением маслянистости. 
Сенсорный ответ притупляется. 
Да еще усилители, «вкус укропа», «бекона», «сметаны» — ощущения для мозга новые и интересные каждый раз. 

Плотность калорий. 
Нежелательные продукты убеждают мозг, что организм получает питание, но не переполняет. 
Рецепторы во рту и желудке отправляют в мозг информацию о питании (это вызывает приятное чувство), но не о сытости. 
Остановиться вовремя трудно. 

Воспоминания о прошлом приятном опыте. 
Вот здесь психобиология нездоровой пищи действительно работает против тебя. 
Когда ты ешь что-то вкусное (скажем, пакетик картофельных чипсов), твой мозг регистрирует это приятное чувство. 
В следующий раз, когда ты увидишь этот продукт, почувствуешь запах, или даже читаешь о нем, твой мозг начинает вызывать воспоминания и приятный ответ. 
Эти воспоминания могут фактически вызвать физические реакции — слюноотделение и «аппетит». 

Все это подводит нас к самому важному вопросу. Продовольственные компании тратят миллионы долларов, чтобы разработать продукты, вызывающие приятные ощущения. 
Что мы можем с этим поделать? 
Есть ли способ, чтобы противодействовать деньгам пищевой промышленности, науке и рекламе? 

Как противостоять привычке к нездоровой пище? 

Опыт очень многих людей показывает, что чем меньше нездоровой пищи мы едим, тем меньше мы желаем ее. 

Материалы по теме