«Я к другому доктору не хочу». В Чугуеве на Ярмарке здоровья пациенты выбирали семейных врачей

7 апреля Чугуевский районный дом культуры принимал первую в Украине «Ярмарку здоровья».


В одном из больших залов ДК расположились семейные врачи — посетители знакомились с докторами и их методами работы. Собственно, семейные врачи были главными действующими лицами праздника — Ярмарок устроили для того, чтобы пациенты могли познакомиться с врачами первичного звена и выбрать того, с кем заключить договор на обслуживание.

Во втором зале врачи-специалисты из Харькова и студенты Харьковского национального медицинского университета обучали чугуевцев здоровому образу жизни, техникам реанимации, измеряли уровень сахара в крови, артериальное давление и другие показатели здоровья. Особой популярностью пользовалась мобильная ЭКГ-лаборатория.



«Надо чаще делать кардиограмму, у меня деформация грудной клетки и боли, — объясняет стоящая в длинной очереди Виктория, и сразу уточняет, — последний раз ЭКГ делала 8 лет назад».

Расположив зал с узкими специалистами за залом с семейными врачами, организаторы стремились показать логичную связь между первичным и вторичным уровнями медицины.

“Хороший семейный врач прекрасно справляется сам примерно с 80% случаев, — говорит одна из координаторов выставки, член Харьковской экспертной группы поддержки медреформы Виктория Милютина. — Особенно если и пациент не затягивает с обращением, и доктор не забывает ему звонить время от времени, спрашивать, как дела, рекомендовать необходимые обследования. А уже в специфических случаях отправляет к узким специалистам”.

В боковых помещениях ДК в это время шли дискуссии о реформе здравоохранения, а знаменитый педиатр Андрей Пеньков читал лекции для родителей.

Дети же вместе со студентами ХНМУ играли в «больницу»: в импровизированной приёмной толпа плюшевых мишек требовала сопровождения. Дети брали своего мишку и шли на осмотр к «семейному врачу», оттуда с рекомендациями — к «узкому специалисту».

«Нам кажется, что в реформе главное — добрый подход к каждому пациенту, и к детям в том числе. Главное, что мы хотим показать малышам, — врачей не нужно бояться, с ними можно дружить. Если мишка не капризничает, внимательно слушает доктора, он выздоравливает, — объясняют студенты. — Правда, часто вовсе не дети боятся докторов и прививок, а их родители. Вот мы, будущие врачи, и воспитываем себе будущих клиентов».

Но, несмотря на разнообразие активностей, основным центром притяжения стал всё же главный зал, где местные жители могли познакомиться с местными семейными врачами и выбрать того, с которым впоследствии заключат договор на медицинское обслуживание.

«Это в народе уже называется «договор с семейным врачом», — объясняет юрист, лидер Харьковской экспертной группы поддержки медицинской реформы Татьяна Гавриш. — На самом деле, договор заключается между амбулаторией, в которой работают семейные врачи, и Национальной службой здоровья. А будущий клиент подписывает не договор, а декларацию, в которой объявляет, что присоединяется к договору НСЗ и амбулатории. Врач оказывает услуги, клиент их получает, государство за это платит».

По словам Татьяны Гавриш, утверждённые МОЗ формы договора и декларации должны появится в течение нескольких недель. На ярмарке чугуевцы могли лишь устно договориться с врачом о будущем обслуживании. Впрочем, юридические тонкости оказались понятны не всем.

«Мы очень торопились сегодня на ярмарку, боялись, что у нашего врача, Натальи Вороновой закончится лимит в 2000 пациентов, и нужно будет подписывать договор с другим врачом. А я к другому не хочу, я хочу к Наталье Петровне», — объясняет посетительница ярмарки Ольга Николаевна.



Подписать договор с клиентами «здесь и сейчас» хотели бы и врачи — все уже ждут, когда новая система заработает. “Уравниловка” уже надоела, — говорит молодая врач из Чугуева. — Хочется, чтоб было уже по-честному: хорошо работаешь — достойно зарабатываешь, работаешь плохо — зарабатываешь мало или вообще уходишь из профессии”.

На столиках, за которыми в две смены сидят доктора, разложены брошюры. В них каждый семейный врач Чугуевского района рассказывает о себе и своих методах работы. Ярмарка превращается в коллективный приём пациентов — у столиков сами собой образовываются очереди. Кому-то измеряют давление, кому-то проверяют — как стыкуются между собой назначения узких специалистов. В зале становится тесно.

Через проход от одного из таких столов — настоящая презентация. На стенде — фотографии, под ними — куклы в игрушечных белых халатах, на столе — каравай. Амбулатория в селе Терновая отправила на ярмарку двух медсестёр.

Одна из них, Ирина Петля с удовольствием рассказывает о своём месте работы:
«У нас в амбулатории красиво. Мы ремонт там сделали, своими силами — мужей позвали, и вперёд! Врачи на ярмарку не смогли приехать, в Терновой остались, в пятницу всегда большой приём. А мы здесь ищем новых клиентов».

У сельской амбулатории столичные амбиции — они готовы принимать людей из соседних сёл и городов. Медсестра Виктория Горбунова по опыту знает, что семьи поколениями ходят к доктору, которому доверяют: «Даже те, кто переезжает из Терновой, всё равно идут на приём к нам. Потому что доверяют. Надо заслуживать доверие, надо нравиться клиентам».

Вопросы переездов и географии часто звучали на ярмарке. По концепции новой реформы, пациенты больше не будут привязаны к участковым врачам. Каждый будет выбирать, у кого лечиться, без привязки к географии. Для чугуевцев эта часть реформы звучит привычно — все и без реформы ходят к тому врачу, которого выбрали сами.



«Важно, что теперь этот привычный выбор будет иметь для врачей прямые финансовые последствия, — объясняет депутат Харьковского областного совета Виктория Милютина. — Сегодня пациент ходит к врачу, которого выбрал, а деньги за него получает участковый, к которому он приписан по документам. Это несправедливо. После реформы каждый довольный клиент принесёт с собой государственное финансирование. Кому больше доверяют люди, тот получит больший доход. Для этого и нужна ярмарка, чтобы люди почувствовали, что у них есть выбор».

Тем временем, некоторые врачи жалуются на недостаток пациентов. Сергей Константинов, семейный врачи из Эсхара себя называет «урождённым педиатром», переученным на семейного врача. К активному выбору врачей он относится скептически: «У нас люди, в основном, пофигисты. Пока не заболеют, не придут. Это неправильно».
В реформе, считает врач, главное навести порядок в администрировании медицины, в бумажной работе: «Я уверен в одном — если реформу уже начали, её обязательно нужно довести до конца».

Чугуевцы, уходящие с ярмарки в благожелательном настроении, всё же были немного расстроены — договор с врачом подписать не удалось, хотя очень хотелось. «Пусть бы уже Верховная Рада быстрее принимала все законы. Но реформа мне уже нравится, — говорит Ольга Николаевна. — Радуют бесплатные лекарства для сердечников. Главное, теперь, когда эти договора будут подписывать, успеть к Наталья Петровне записаться. Я к другому доктору не хочу».
 

Материалы по теме