Эффект второго акта. Критики и зрители обсуждают «Наш городок» – новую премьеру в Театре Пушкина

В Театре имени Пушкина прошла премьера спектакля «Наш городок». В пьесе Торнтона Уайлдера жители вымышленного американского города пытаются найти смысл жизни в буднях – две семьи, живущие через дорогу, становятся центром истории, в которой нет героев и злодеев.


Люди рождаются, умирают, ходят на работу, решают повседневные проблемы, кто как может. Однако в суете скрыта тайна – ради чего всё это было. В постановке нового главного режиссёра театра нашлось место для песен, танцев, шуток и трогательных признаний 15 актёров разных поколений. Постановщик отказывается определять жанр спектакля, но критики уверены – это театр жизни.

Такое жанровое определение предложил театральный крититк и журналист Юрий Хомайко: «В рамках традиционной конфликтной драматургии этому спектаклю сложно назначить жанр. Потому что тут нет конфликта, и это многих пугает». Критик предлагает примерить на новую постановку принципы неореализма. «Фильмы этого жанра пронизаны экзистенциализмом. И в этом спектакле в основе – будничное течение жизни, которое сложно сделать интересным. Такое не любили в СССР, называли «мелкотемьем». Хотя что может быть серьезнее жизни, суть которой определяется через смерть?»

Среди достоинств спектакля Хомайко выделяет действие, которое развивается на нескольких площадках, и глубинные мизансцены: «На сцене 15 актёров, но показан весь городок. Нет ни одной проходной роли, за каждым персонажем есть судьба, биография. Особенно стоит отметить роль Юрия Головина – мало кто сегодня в театре умеет так вкусно говорить, что его можно слушать бесконечно».

Главный редактор театрального журнала «АРТерия» Инга Долганова признаётся, что давно следит за карьерой Ольги Турути-Прасоловой – ещё с её дебютной постановки «Ножи в курках» на сцене Театра имени Франко. Видела она и харьковские спектакли режиссёра: «Тени забытых предков», «Чайку», «Кукольный дом». По мнению критика, театр, долгое время считавшийся оплотом консерватизма в Харькове, не может измениться в одночасье: «Особенно это заметно в первом акте. Он дал возможность играть в манере, в которой театр работал последние годы, спровоцировал их идти по «лёгкому пути». Поэтому появилась некая искусственность». Второй акт выглядел гораздо лучше, во многом благодаря Юрию Головину: «Приход нового режиссёра разворошил театр, дал новую надежду. В любом случае, четыре серьёзных спектакля за полтора сезона – это своего рода вызов».

Удачу второго акта оценили и зрители. Например, Людмила Захаренко после спектакля пишет в социальной сети, что режиссёр обманула публику, ожидавшую после антракта продолжения рассказа об уютном мирном городке: «Второй акт оказался, если перефразировать фразу «взрывом мозга» - «разрывом сердца», - считает зрительница. - Вдруг со сцены полились мысли, о которых думает каждый, если он человек. Мысли о тех, кто ушли. Как они там? Правда ли, мы встретимся? Как мы сами уйдем, и когда? Никто не знает». Людмила Захаренко уверена, что поняла главную мысль спектакля верно: «Нужно жить и заботиться о тех, кто рядом, чтобы все любили друг друга и пытались понять, пока не поздно… Светлое ощущение после спектакля, теплое».

Секрет этой теплоты знает Юрий Хомайко: «Всё, что с тобой было, никогда не повторится. Что успел, то успел. Это дарит оптимизм тому, кто думает, что у него нет свершений, что всё однообразно. А ведь в этом однообразии и есть жизнь».

Спектакль покажут ещё в субботу 6 января, воскресенье 14 января и субботу 27 января.

Материалы по теме