Ефим Чупахин: «Музыка пришла ко мне из-под палки»

15.12.2011
Ефим Чупахин: "Музыка - это наука для души"

Ефим Чупахин: "Музыка - это наука для души"

Харьковский джазовый пианист Ефим Чупахин рассказал в интервью проекту Study Planner о том, как стал джазовым пианистом, что нужно для того, чтобы стать успешным человеком и из чего состоит жизнь музыканта.

Здравствуйте, Ефим! Расскажите нашим читателям, чем Вы занимаетесь. Расскажите о своем творчестве.

Я - джазовый музыкант, пианист. Я играю в группе «Acoustic Quartet». Если говорить о моем творчестве, то лучше говорить именно про квартет. Вот как-то туда в сторону джаза. Там просто его больше всего, потому что все остальное - это тоже очень здорово, но это пути других людей, с которыми нам идти в ногу.

Как вы пришли к музыке и как давно вы занимаетесь творчеством?

Именно творчеством… я не знаю… наверное, давно. Когда первые позывы были на пианино что-то сочинить, это было давно, точно. Я не помню этого. А музыка пришла ко мне из-под палки. Да, из-под палки, потому что музыка пришла в первый раз в виде моей мамы, которая сказала: «Идем, сынуля, пойдешь в музыкальную школу». Все мальчики пошли играть в футбол, а сынуля сидел, пиликал на пианино. Я очень благодарен моей маме, которая иногда… ну, там такая была у нее метелочка … ей было трудно со мной справиться, и ей пришлось заставлять меня.

Почему именно джаз? Почему Вы выбрали это направление?

Очень хорошо сказал один американец, мы были у него на мастер-классе, он приезжал в Киев пару месяцев назад. Так вот, он сказал о том, что «джазовая музыка - это очень высокий уровень самовыражения». Просто некоторые мысли, которые роятся где-то в голове, в сердце, они не подходят ни к какой другой музыке, кроме джазовой. Поэтому джаз - это место, где можно очень многое выразить. Очень многое, что не вписывается в какие-то рамки. Иногда они условно установлены… Но я считаю, что есть какой-то путь у этой музыки, он может быть разный. Потому что джаз - он чем хорош - тем, что ты всегда можешь сыграть что-то свое, что-то не так, как нужно, не по каким-то правилам, а купаться в этом как в каком-то свободном искусстве.

Все ли могут играть джаз? Или для этого нужно обладать какими-то особенными талантами?

Я считаю, что у любого музыканта должна быть такая антенна, направленная во все стороны. Это не означает, что я тут же пойду играть death metal какой-то или еще какую-то музыку. Или буду играть то, что мне вообще не нравится, потому что я хочу доказать, что я открытый парень. Я просто могу напитать себя чем-то интересным из других областей музыки, искусства… посмотреть на какую-то хорошую картину, послушать вообще что-то другое, радикально новое, почитать книгу. Всюду можно что-то найти.

Из чего состоит жизнь музыканта?

Из приятных встреч с людьми, из чашечек приятных напитков, из каких-то обрывков мыслей, из разных совершенно событий. Из концертов, из репетиций, из придумываний, каких-то - не скажу «тяжелых» - легких страданий, когда что-то не получается, что-то идет не так. И обязательно из целой совокупности радостей, которые тоже случаются очень часто.

Раз уж заговорили о том, что что-то идет не так. Какие сложности ожидают людей, выбравших творческий профессиональный путь?

Я сталкиваюсь со сложностями, наверное, потому что во мне это есть, и мною это еще не осознано до конца, не искоренено с Божьей помощью. Я сталкиваюсь с тем, что часто людям (моим коллегам, тем, с кем я играю) просто не хватает энергии или желания для тотального погружения в музыку. Вот, чтоб вообще все выключить, все, что вокруг, абстрагироваться абсолютно от звонков телефонных, от шумов и полностью сосредоточиться на музыке, на том, как один мой звук соприкасается с его звуками, как у нас получается такая лесенка куда-то… Я считаю, иногда из-за этого становится - ну, не больно - но как-то неприятно. У нас такое бывает в разных составах, что мы такую тонкую энергию не можем получить. Это единственная трудность, я считаю. Все остальное достижимо путем занятий, усидчивости с внутренним желанием, чтобы получалась музыка из всего этого, из всех этих упражнений, занятий, этюдов.

Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?

Мне нравится сам процесс, мне нравится, как это получается, мне нравится, когда получается у всех нас, с кем я играю. Когда у меня самого что-то получается, когда у ребят что-то получается, когда у нас вместе получается. Когда люди подходят, говорят после концерта, что это было очень приятно, что кого-то это тронуло, кого-то вдохновило. Я мечтаю об этом.

Как Вы считаете, обязательно ли иметь специальное образование, чтобы стать успешным музыкантом?

Раньше я думал, что нужно. Сейчас думаю, что нет. Я думаю, что оно даже иногда мешает, это специальное образование. Мешает в том смысле, что количество «штампов» довольно большое. Но смотря, как к этому относиться. Я считаю так: если есть возможность его получить, лучше его получить, это специальное образование. Потому что это расширяет кругозор в первую очередь. Это просто соприкасает тебя с музыкой. Я уже говорил это в каком-то интервью, но повторюсь. Если ты взращен каналом MTV, каналом (не дай Бог) M1… В разных музыкальных вузах ты соприкасаешься с той музыкой, которую ты, может быть, у нас в Харькове или даже в Украине так просто по радио вдруг не услышишь. Только если ты сам копаешься в Интернете, ты можешь послушать Моцарта, послушать Рахманинова, соприкоснутся с Оскаром Питерсоном, вдруг услышать Баха. Никогда не стоит забывать о какой-то простоте, о том, что музыка — это не наука. А если это и наука, то наука для души. И еще я бы хотел, чтобы никто из тех, кто учится или заканчивает музыкальный ВУЗ, никогда не позволяли себе с высока смотреть на тех людей, которые этого не имеют. Потому что зачастую те люди, которые не имеют какого-либо образования, делают в музыке довольно много и даже больше тех, кто имеет это образование. Чтобы было такое взаимное уважение между любыми музыкантами. Вот это было бы лучше всего.
А образование если вы хотите получить - получайте.

Есть что-то, чему бы Вы хотели научиться, но еще не успели или просто не получилось?

Первое — достичь уровня Advanced в английском языке. Это точно. Это очень здорово -уметь выражать свои мысли на другом языке. Это расширяет ваши способности. Это из того, что я бы хотел. А что касается музыки, я считаю, что я мало чего умею. Это нормально, наверное. В общем, как сказано в одной хорошей книге, «будьте как дети». Дети способны всегда учиться, всегда воспринимают все живо. Я бы хотел быть таким.

Что для Вас значит успех? Есть ли какие-то критерии, по которым можно определить, что человек добился успеха?

Для меня успех — это гармония между тем, что ты хочешь делать, и теми результатами, которые ты получаешь извне. И успешен тот человек, который просто очень-очень искренне выражает свои мысли в своей музыке, в своем деле, но какого-то широкого распространения или широкой известности это не получает. Но это не означает, что человек не успешен. Главное, что человек чувствовал внутри себя. Вот это честное отношение, что он все выразил, что хотел сказать. Я сам сейчас думаю: «Как так, что какие-то люди искренне делают что-то, а другим это не очень нравится?». Не созвучно это с их сердцем или их восприятием. Я думаю, что одинаково успешны и те, и те люди. Просто, кто-то в меньшей степени востребован, кто-то в большей. Но так или иначе, главное - искренне выразить что-то.
Тот же Бах, он известен как органист. Такой пример мне в голову пришел, не совсем современный. Так вот он был более известен как исполнитель, а не как композитор. И только через какое-то время после его смерти, были найдены его тетради, рукописи. И весь мир по достоинству, наконец, оценил, что это такое и как это здорово. Есть и такие судьбы. Есть, человек при жизни все получает. Есть, человек получает все как-то не так. Главное - делать все до конца правдиво.

Вы считаете себя успешным человеком?

Я считаю, что здорово, что у нас есть команда, с которой мы имеем возможность что-то делать. Есть какие-то результаты. У нас есть альбомы, мы играем концерты. У нас есть аудитория, пусть небольшая. Я надеюсь, что когда я буду заслуживать тотального успеха, то он случится. Я в это верю. Но все нужно заслужить.

Какие советы Вы могли бы дать юным музыкантам, которые только начинают свой творческий путь. Как избежать неприятностей и разочарований?

Не избегайте ничего! Вот как раз не надо ничего избегать. Лучше пойти и что-то попробовать в музыке, чтобы потом понять, что это не то или не совсем то. Чтобы потом не жалеть, лишних мыслей не копить в голове. Советую просто заниматься, работать, прислушиваться к советам учителя, педагога, если он есть. Но при этом всегда слушать хорошую музыку, хороших музыкантов. Обращать внимание именно на музыку, не только на технику. Играйте чужую музыку, слушайте ее. И развивайте что-то свое, пытайтесь, сочиняйте, воображайте, фантазируйте!

 

Автор: Ирина Щербина

Повод выпить

Встречаем Старый новый год