От запуска станции «Алексеевской» Харьков отделяет 80 м грунта и 100 млн. грн.

Местом импровизированной пресс-конференции начальника Дирекции строящегося харьковского метрополитена Анатолия Кравчука стал будущий перрон станции «Алексеевская».


Самое сложное в строительстве — проход тоннелей — завершен на 98%, и до торжественной смычки двух горнопроходческих бригад, которые двигаются навстречу друг другу от станции «23-го августа» и «Алексеевская» осталось всего 80 метров непреодоленного грунта. Несмотря на это, Анатолий Кравчук не может определенно сказать, будет ли новая станция пущена в обещанный срок.

Всего на проход 2-х с половиной километров тоннеля, отделяющих новую станцию от станции «23-го августа», и строительство самой станции планируется потратить 313 миллионов гривен. Из них 140 — уже освоено, 173 еще требуются. 70 миллионов у метрополитена уже есть. Таким образом, для пуска «Алексеевской» дирекции метро не хватает 100 миллионов гривен.

На данный момент интенсивно ведутся работы по поиску этих денег. Харьковский городской голова Михаил Добкин, по словам Анатолия Кравчука, находится на острие этого процесса — он ведет непрерывные переговоры на всех уровнях власти, чтобы добиться дополнительного финансирования. Но сделать это среди бюджетного года — непосильная задача. Альтернатива — справится своими силами, сделав стомиллионное вливание из городского бюджета. По информации директора метростроя, мэр Харькова планирует вариант изыскания денег на новую станцию путем продажи земли и представленных к приватизации объектов города.

Финансовые проблемы метро немного удивляют на фоне того факта, что строительство подземки в нашем городе — одно из самых дешевых в стране и СНГ: грунт у нас легкий. Например, в Днепропетровске проход тоннелей сквозь скальные породы ведется взрывным способом, что существенно влияет на цену одного пройденного километра. В Харькове цена полностью законченного километра тоннеля — 110-120 млн. грн., что на фоне «сложных» метрополитенов Санкт-Петербурга, Днепропетровска, Москвы, Киева очень скромная сумма.

Несмотря на все проблемы, метрополитен собирается удержаться в графике и открыть станцию «Алексеевская» в 2007 году, а «Проспект Победы» — в 2008. Тоннель длиной 600 метров между ними уже пройден. Осталось закончить строительство самих станций и провести смычку.

Выручил метрополитенщиков пуск новой энергетической подстанции «Победа» на Алексеевском жилом массиве. Теперь новая очередь Алексеевской ветки гарантированно обеспечена электроэнергией.

Насущной остается проблема кадров. При Советском Союзе на строительство метро в Харькове свезли специалистов со всей страны — из Сибири, с титанических строек того времени, из Баку, Краснодара, Москвы, Киева и многих других. Эти специалисты ценились на вес золота, город немедленно дал им квартиры и обеспечил, говоря современным языком, полным социальным пакетом.

Но в современных условиях, когда метро то строится, то останавливает свое развитие на полгода и более, специалистов не удержать. Они стремятся туда, где больше и регулярнее платят, поэтому в определенный момент отток квалифицированных работников стал проблемой. Но на данный момент, заверяет Анатолий Кравчук, она почти решена, и специалистов на харьковском метрострое столько, сколько нужно.

Еще один вариант финансового компромисса — запустить «Алексеевскую» в половинном режиме. Так работает, например, станции «Киевская», «Пушкинская» и «Исторический музей». Дальний от центра города край перрона еще не имеет вестибюля и выходов на поверхность, а ближний уже почти оснащен этими элементами. Поэтому есть идея запустить станцию только с одним проходным краем перрона, а потом доделать второй.

Естественно, журналисты снова подняли вопрос о повышении тарифа. Анатолий Кравчук как начальник строящегося метро пояснил свою позицию по этому поводу следующим образом.

«Себестоимость перевозки одного пассажира, как вы знаете, составляет одну гривну двенадцать копеек. В этот расчет не включены затраты на строительство новых станций. Представьте себе простого жителя Северной Салтовки. Если мы повысим тариф с учетом денег на строительство, то он не будет возражать платить эти гривну пятьдесят, если будет знать, что десять копеек из нее идет на строительство метро к его дому. И на этом впоследствии сэкономит и он, и его дети», — пояснил начальник Дирекции строящегося харьковского метро.

Подводя итог, можно сказать: город от станции метро «Алексеевская» отделяют несколько месяцев и 100 миллионов гривен.