Проблемы харьковской подземки. Кто будет платить?

В Управлении государственного предприятия «Харьковский Метрополитен» прошло общественное собрание «Отчет о работе метрополитена», на котором почти все начальники служб и отделов подземки выступали перед журналистами.


Однако не было начальника ГП — Сергея Мусеева, получившего (вероятно, не зря) сегодня «приз» как один из главных «Врагов прессы».

Набор жалоб и предложений работников метро все тот же. При цене на жетон 75 копеек реально за одного пассажира метрополитен получает 59,5 копейки — в баланс вмешивается необходимость провозить студентов и льготников со скидками или бесплатно.

Себестоимость же перевозки одного пассажира, по словам экономистов метро, составляет 1,12 гривны. Разницу обязано компенсировать государство, однако оно этого не делает. Поэтому метрополитен хочет переложить эту разницу на жителей города, подняв тарифы.

На вопрос корреспондента «Дозора», почему руководство метро не обращается с этим вопросом к ближайшему к ним субъекту государственной власти — облгосадминистрации, руководители подземки ответили, что обращались в министерство транспорта, однако оно не «может их финансировать в принципе». Вопрос по поводу обращений в облгосадминистрацию так и остался без ответа.

Городские же власти не могут помочь метро, именно потому, что оно находится в государственной, а не коммунальной собственности.

Пожаловались работники подземки и на фонд госимущества, который отбирает у них 70% доходов от рекламы. Оставшейся трети, которая составляет 5,5 миллионов гривен, невозможно покрыть дефицит бюджета метрополитена размером в 20 миллионов гривен.

Метро по-прежнему остается режимным объектом, поэтому, чтобы проводить в нем фото- и видеосъемку, необходимо получить специальное разрешение. Истоки этой традиции восходят к советским временам, когда метро фактически являлось полувоенной организацией. Ранее, пояснили метрополитенщики, им вообще было запрещено общаться с прессой. Теперь они переходят к более открытому режиму, однако пресс-службой до сих пор не обзавелись, обязанности пресс-секретаря «на общественных началах» выполняет начальник одной из служб Дмитрий Мандриков.

По поводу протекания бензина в помещения метро на станции «Площадь Восстания», метрополитенщики до сих пор не выяснили его источник. Однако намекнули, что дело в одной из расположенных рядом АЗС, которая сменила тип топлива, предлагаемого клиентам. Один из руководителей метрополитена намекнул, что работники АЗС слили ненужное топливо просто в землю. Однако доказательств сотрудники метро не представили. Посетовали только, что раньше в таких случаях сотрудники МЧС тщательно проверяли подобные факты, бурили проверочные скважины и решали вопрос. Теперь же требуют за подобные услуги порядка 500 тысяч гривен.

Также на встрече были озвучены планы капитального ремонта переходов станции метро «Академика Барабашова». Как выяснилось, закрывать, даже на время, ее не будут. Будут по очереди перекрываться только те объекты, на которых будет проводиться ремонт.

О планах в случае повышения тарифов, о котором харьковская подземка просит на всех уровнях — от горсовета до Минтранса, руководство метрополитена ответило скупо. Да, будет повышена безопасность, как следствие, увеличится скорость поездов (которая на данный момент составляет 36-41 километр в час), а это, в свою очередь, уменьшит интервал их движения. Появятся деньги на безболезненное введение бесконтактных проездных карточек. Однако на этом описание конкретных благ для пассажиров закончились. Работники метро мечтательно увлеклись перечислением кабелей, рельс, проводки, новых вагонов и прочего, что они смогут купить на появившиеся деньги.

На протяжении всей пресс-конференции журналисты неоднократно пытались поднять вопрос о том, почему же метрополитен не решает вопрос с финансированием от государства. Однако, приводя сравнительные цифры (в этом году финансирование киевского метро, по словам харьковских сотрудников подземки, составляет 200 миллионов гривен, не считая денег на строительство новых станций, харьковского — 10 миллионов), руководство ГП «Харьковский метрополитен» так и не дало ответа, почему платить за государство должны сами харьковчане.

Напомним, Харьковский городской голова Михаил Добкин неоднократно обращал внимание жителей города, что областная государственная администрация во главе с Арсеном Аваковым наотрез отказывается финансировать метрополитен, находящийся в государственной собственности.