ЖКХ: первые блины

Начав реформу жилищно-­коммунального хозяйства, новая городская власть затеяла большое дело. На это нужно было решиться. Но первые блины — известно, какие...


Проблемы реформирования ЖКХ, как и связанный с этим вопрос о тарифах на услуги коммунальных предприятий, «Городской Дозор» поднимал еще прошлой осенью. В сентябре мы организовали общественные слушания по этой теме. Но, к сожалению, как мы впоследствии поняли, кое-кто уже в тот момент был озабочен собственной борьбой за кресло мэра

До сих пор ЖКХ существовало в рамках схемы советских времен, и даже тогда (вспомните «Афоню») эта схема была, мягко говоря, несовершенной. Вчерашние ЖЭКи одновременно являлись и исполнителями, и контролерами. В результате, от большей части их работы многие из нас отказались давно и навсегда, передоверив замену, починку и прочее частнику. Но это в том, что касается нашей собственной квартиры. А подъезд, а внутридомовые коммуникации, придомовая территория?

Сейчас городские власти решили разделить заказчика и подрядчика, создать конкуренцию, по сути — коммунальный рынок, а заодно — сделать так, чтобы можно было понять, за что собственно платишь.

Но задачу перед собой они поставили непростую. Сразу отметим, что на всем постсоветском пространстве почти повсеместно реформирование отношений в области ЖКХ идет с большим скрипом. Увы, похоже, наш город в этом смысле не стал исключением.

В Харькове по московскому образцу было создано коммунальное предприятие «Жилкомсервис», которое должно выполнять роль «единого заказчика услуг». Однако, как говорится, «гладко было на бумаге…».

Похоже, отцы города недоучли «человеческий фактор». Они хотят заставить работать людей из старой системы по-новому. А зачем это Афоне? Его вчерашняя жизнь устраивала вполне, и в светлое завтра ему не хочется. Отсюда — внутреннее сопротивление.

Кроме того, реформа совпала с необходимостью платить больше за все услуги, а не только за обслуживание жилья. Люди оказались к этому не готовы (доходы-то наши не увеличились), платежи начали задерживаться. То есть денег в системе пока больше не стало, а значит и о новом качестве говорить не приходится. Между тем переходный этап явно затянулся, и люди зачастую не могут понять, куда же им обращаться со своими проблемами. В результате – сплошное разочарование.

Ко всему прочему городские власти явно недооценили активность своих политических оппонентов. Оспариваются и законность введения новых тарифов, и сам факт существования КП «Жилкомсервис». Кое с чем нельзя не согласиться: когда в тексте договора содержатся ошибки (а их признал и сам «Жилкомсервис») — это выглядит несерьезно. Но вот что бросается в глаза: ничего конструктивного никто не предлагает — ни В. Протас, ни А. Аваков, ни БЮТовцы, ни «нашеукраинцы». Владислав Протас,например, не нашел ничего лучшего как предложить властям создать КП «Воздух» и КП «Горсовет». Весело. С «конструктивом» такого рода В. Протас, конечно, нареформировал бы, если бы дать ему волю …

Жить по-старому коммунальная система не может. Без немедленных преобразований разруха начнется уже завтра. Нужно что-то делать, а «Жилкомсервису» все равно сегодня альтернативы нет. Во всяком случае — то, что делается сегодня, явно не хуже того, что было вчера. Потому, что хуже не бывает. Насколько будет лучше? Поживем — увидим.

Конечно, хотелось бы, чтобы «все и сразу». Чтобы дворы вдруг стали чистыми и зелеными, чтобы к слову подъезд легко прикладывалось определение «парадный», чтобы горячая вода – не только в чайнике, а душ - только в ванной комнате. Но...

Сейчас власть шаг за шагом наводит порядок в нашем общем доме, в Харькове. Наверно у нее не все получается так как все мы хотим. Значит, нужно ей что-то подсказать, может когда-нибудь и прикрикнуть, чтоб не расслаблялась. Вот только мешать не надо.