«Эх, прокачу!». За 85 копеек

Областное объединение профсоюзов предложило властям согласовать с ним новую стоимость проезда в метро. Это связано с тем, что городские власти хотят установить стоимость проезда в подземном электротранспорте - 0, 85 грн. Объединение профсоюзов предлагает свою цену – 0, 75.


Тариф предполагается утвердить в середине октября. Так или иначе, цена жетона станет самой высокой в Украине. Стоимость поездки в Киеве составляет 0,5 грн, в Днепропетровске – 0,6. В Харькове в последний раз стоимость проезда в подземке повышали в 2000-м году. Жетон метро поменял свою цену с 30 копеек до 50-ти. По заявлению экс-мэра Харькова Михаила Пилипчука, решение о повышении тарифа было инициировано экс-губернатором Олегом Деминым. Тогда он объяснил это резким повышением цен на энергоносители.

 

Перспектива стать городом с самой высокой ценой на проезд в метро вскоре может стать реальностью. С повышением стоимости проезда самый популярный в городе вид транспорта потеряет свой статус «доступного» и «социального». Харьковчан удивляет то, что в Киеве при гораздо больших зарплатах стоимость проезда остаётся на уровне 50-ти копеек, а в нашем городе планируют повысить до 85-ти.

Официальный уровень доходов жителей других мегаполисов действительно выше, чем у харьковчан. Более того, если сравнивать тарифы ЖКХ в Харькове, Днепропетровске и Киеве, то жители нашего города имеют существенное преимущество только в квартирной плате - она в 2,5-3 раза ниже, чем в двух других городах. Впрочем, рано радоваться: харьковские власти уже заявили, что намерены повысить плату за метраж. По остальным позициям (отоплению, водоотведению, горячей и холодной воде) харьковчане платят те же суммы, что и жители Днепра и Киева. Причем (по данным Харьковской академии городского хозяйства) по некоторым позициям даже больше: например, за отопление и холодную воду. Харьковский городской голова Михаил Добкин уже не раз говорил, что «харьковское метро, кроме харьковчан, никому не нужно». Поэтому городские власти намерены взять подземку в коммунальную собственность города. Но только при условии, что она станет прибыльным предприятием. Власти Харьковской области просьбу Михаила Марковича удовлетворили.

Арсен Аваков, губернатор Харьковской области: «Мы знаем предварительное мнение мэра города Харькова. Он обратился с тем, чтобы привести тариф в соответствие. И это тоже было одним из оснований, что мы его рассмотрели».

И в Днепропетровске, и в Киеве метрополитены при нынешних тарифах перевозок убыточны. В Харькове ситуация такая же. Правда, столица в этом плане выигрывает за счет того, что убытки покрываются за счет статей, предусмотренных Кабинетом министров для Киева как города-героя.

Михаил Фатеев, директор Департамента экономики и коммунального имущества: «Киевский городской бюджет имеет возможность компенсировать значительную часть разницы в тарифах - между фактической себестоимостью и фактически установленным тарифом. В соответствии с действующим законодательством, орган, который принимает решение об установлении тарифов, может принимать его и на уровне ниже себестоимости, но при этом он обязан компенсировать разницу.

Кстати, в Киеве совершенно иная структура, там 8 небольших станций, совершенно другие условия, не сравнимые с нашим метрополитеном ни по затратам, ни по себестоимости, ни по уровню обслуживания».

В Днепропетровске же, по словам Михаила Фатеева, метрополитен маленький, и затраты по его обслуживанию гораздо ниже, чем в Харькове.

Новые тарифы на проезд в метро должны согласовать не только городские власти, но и профсоюзы, и союз работодателей, и отделение Государственного комитета предпринимательства. На данный момент в областном объединении профсоюзов выступают против рекомендуемых 85 копеек и предлагают установить тариф на уровне 75-ти копеек. Единственное неудобство состоит в том, что при цене жетона в 0,85 грн кассирам метрополитена будет гораздо неудобнее давать пассажирам сдачу, чем при стоимости в 0,75 грн. Но это не самая главная беда, ведь харьковчанам чем дешевле, тем лучше. А кассиры привыкнут.

Аристид Саккаров