«Укрзализныця» - должница

Долг «Укрзализныци» вырос до 2 млрд.грн. Предприятие потратило на рекламу, благотворительность и социальные программы более 1,5 млрд грн, что на 28% более, чем в прошлом году.


Основная финансовая дыра в бюджете «Укрзализныци» образовалась в первом квартале этого года. Причем диспропорция между показателями первого и второго квартала настолько велика - 1 млрд грн, что такую разницу объяснить лишь экономическими факторами достаточно сложно.


В первом полугодии «Укрзализныця» получила доходов на 1157,4 млн грн. (+1594,6 млн.грн к 1 полугодию 2005 года). Такой впечатляющий рост по сравнению с прошлым годом вполне объясним, если вспомнить, что только с 1 апреля 2005 были повышены тарифы на грузовые перевозки. Так что база для роста показателей была благодатной.
Расходы монополиста за полгода (10631,3 млн грн) также увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1674,5 млн грн.


Примечательно, что самые значительные расходы «Укрзализныця» понесла в первом квартале - 6390,3 млн грн (для сравнения показатели второго квартала- 4241 млн грн). И это несмотря на то, что этот период традиционно является наименее затратным. Даже в финансовом плане «Укрзализныци» расходы первого квартала предусмотрены на уровне в 4920 млн грн.


В официальном пресс-релизе «Укрзализныця» объясняет собственную неэкономность вполне объективными причинами: увеличением цен на топливо (на 32,5%), электроэнергию (на 24,9%) и ростом индекса цен на промышленную продукцию (на 6,8%). Хотя опять же, если верить финансовому плану монополиста, с учетом этих факторов дополнительные расходы должны составить не более 300 - 400 млн грн, но никак не 2 млрд грн.
Нельзя списать появление такой «дыры» и на выполнение заявленной программы обновления подвижного состава. Пока что закуплено 36 пассажирских вагонов и ни одного из запланированных 3,5 тыс. грузовых.


То, что рост расходов обусловлен не только подорожанием топлива, подтверждают данные по позиции «другие расходы»: рекламу, благотворительность и социальные программы.


Почему же именно первый квартал был наиболее сложным для монополиста? Не исключено, что на работу железных дорог повлияла политическая ситуация в стране. Вероятно, именно из-за предвыборной кампании в финансовом плане «Укрзализныци» именно на первый квартал предусмотрена львиная доля рекламного бюджета. Хотя логично рекламировать услуги железных дорог круглый год, а особенно летом. Однако из 4 млн грн рекламного бюджета на первый квартал предусмотрено 3,045 млн грн, а до конца года - 955 тыс грн. Видимо, в начале года средства были особенно необходимы для поддержки морального духа железнодорожников и прочих сограждан, ставших на несколько месяцев электоратом. Примерно такая же картина и с расходами на благотворительность. Из годового «благотворительного» бюджета в 219 млн грн на первое полугодие приходится 150 млн грн.


Пока «Укрзализныця» активно работает над созданием имиджа социально ответственной компании, финансовое положение отрасли ухудшается. Так, кредиторская задолженность монополиста в первом полугодии выросла почти на 100 млн грн и превысила 2 млрд грн. При этом «дебиторка» снизилась в сравнении с аналогичным периодом 2005 года почти вдвое с 690 млн грн до 397 млн грн. Интересно, что сокращение кредиторской задолженности произошло только на Юго-Западной железной дороге (на 20% или на 68 млн грн). Многие эксперты полагают, что причиной такого «феномена» стал конфликт между гендиректором «Укрзализныци» Василием Гладких и начальником ЮЗЖД Алексеем Кривопишиным, который игнорировал пожелания руководства по привлечению дополнительных займов.


Для «размывания» реальной картины продолжает использоваться тема высокой убыточности пассажирских перевозок. По официальной информации «Укрзализныци» в первом полугодии убытки от этого вида деятельности выросли на 25% и составили 1492 млн грн. При этом пассажирооборот вырос всего на 4,3%.


«Укрзализныця» никогда не показывала отдельной строкой доходы от пассажирских перевозок, не говоря уже о распределении на категорию поездов пригородных и дальнего следования. По имеющимся данным, в первом полугодии доход от перевозки пассажиров должен составить около 1300 млн грн. При суммировании с заявленными убытками пассажирский бюджет составит 2800 млн грн. При итоговом пассажирообороте в 25,7 млрд. пас. км., стоимость одного пассажирокилометра составит 11 коп. По данным первого квартала перевозка пассажира на 1 км обходилась в 5,5 коп. Т.е., если исходить из озвученных цифр, можно предположить, что убытки завышены не менее, чем на 1 млрд грн. Единственное, чем должно быть довольно правительство, упорно игнорирующее реальную ситуацию в «Укрзализныце», так это ростом платежей в госбюджет. Эта позиция показала самый высокий темп роста – 60% и составила 1355 млн грн. Правда, если железные дороги и дальше будут выполнять роль бюджетного донора при столь существенных дырах в собственных показателях, через 2-3 года украинцам просто не на чем будет ездить.