ГАИ расформирована, да здравствует... ГАИ!

Реформирование дорожной милиции завершилось, и теперь милицейское руководство путешествует по регионам, разъясняя народу, что же из всего этого получилось. На днях подобная акция прошла и в Харькове, причем посвящена она была не только реформе, но и презентации новых методов работы: теперь на службе у дорожных инспекторов есть и цифровая техника, и компьютерные технологии, и даже... спутники слежения.


Начальник отдела профилактической работы Департамента ГАИ МВД Украины подполковник милиции Геннадий Гребенев собрал харьковских журналистов не случайно — он известил общественность о том, что реформирование ГАИ в масштабах всей страны благополучно завершилось. Геннадий Викторович говорит, что уже «сделано все то, что можно было сделать путем ведомственных приказов»: обновлена Госавтоинспекция и создана новая дорожно-патрульная служба. Что касается ГАИ, то поменять ее название пока не удается — для этого необходимо изменить как минимум десяток существующих украинских законов. Предложения МВД по этим изменениям, по словам подполковника Гребенева, уже находятся на рассмотрении парламента. Предыдущий созыв народных депутатов законопроекты одобрить не успел, все надежды милиционеров связаны с новым составом Верховной Рады. Однако в указанных проектах главное — не изменение названия, а «принцип неотвратимости наказания» для водителей-нарушителей. Пока же зачастую «лихачи», создающие на дорогах аварийные ситуации, отделываются «легким испугом» и мизерным штрафом, который, вдобавок ко всему, суды часто заменяют предупреждением.

Как сообщил Геннадий Гребенев, наведение порядка на дорогах — это задача, важная не только с правоохранительной, но и с внешнеполитической точки зрения, так как именно этот фактор является одним из требований при вступлении страны в евроструктуры. За пять месяцев этого года в стране произошло 14 тысяч аварий с травмированием людей. Более трех тысяч наших сограждан погибли в дорожно-транспортных происшествиях за этот период, а 17 тысяч получили травмы. Все эти показатели — ниже прошлогодних, что, по мнению подполковника милиции, говорит о правильности направления реформирования ГАИ. Так, количество ДТП снизилось на 5%, количество погибших — также на 5%, а вот уровень снижения травмирования людей гораздо скромнее — 2,8%.
Однако Геннадий Викторович не считает эти данные статистики свидетельством «кардинальных изменений» ситуации на дорогах: по его мнению, это лишь результат более активной работы дорожных подразделений милиции. Требования Совета Европы и Евросоюза — чтобы к 2012 году в Украине аварийность снизилась в несколько раз; кроме того, на трассах и автобанах страны необходимо снизить гибель людей. Гость сообщил, что в ходе реформирования ГАИ страны сократилась почти на 9 тысяч человек, на сегодняшний день на этой службе состоит 15 тысяч милиционеров. «Воевать» с нарушителями теперь будут не числом, а умением, вернее, суперсовременными технологиями. С 1 июня, например, все места ДТП фиксируются на видео, в последнее время в крупных городах страны активно внедряются системы постоянного видеонаблюдения за аварийноопасными участками и многие другие новшества.
Еще одно новшество — установление сжатых сроков обслуживания граждан. К примеру, регистрация автомобиля и выдача всех сопутствующих документов должна теперь занимать не более трех часов.

Заместитель начальника Управления ГАИ Главного управления МВД Украины в Харьковской области полковник милиции Александр Азацкий похвастался технической новинкой, которая отныне будет действовать в его структуре: область получила четырнадцать «Беркутов» — приборов, определяющих и записывающих скорость автомобиля на трассе. Отныне старые «радары» — под запретом. «Беркут» — это не только надежное определение скорости (причем как с неподвижной точки, так и из движущегося автомобиля), но еще и своеобразная проверка деятельности инспектора, который им пользуется. Все события умный прибор фиксирует в своей памяти (не забывая при этом отмечать дату и время), так что после возвращения сотрудника с патрулирования, его руководство может сопоставить количество составленных протоколов с количеством зафиксированных прибором нарушений. Если есть несовпадения — к нерадивому сотруднику неминуемо возникнут вопросы...
Еще одно новшество — обновление оснащения автомобилей госавтоинспекции: отныне в каждой машине, которая выезжает на места ДТП, имеется цифровая видеокамера и цифровой фотоаппарат, а также иная спецтехника, которая позволяет точно фиксировать место происшествия, чтобы потом, во время суда, было четко понятно, что именно произошло. Александр Азацкий подчеркнул, что подобная практика уже подтвердила свою эффективность: во время судебных заседаний видеокадры служат важным подспорьем для судей, исключают возможность подтасовки фактов. Однако такие методики задействуются только на серьезных ДТП с гибелью или травмированием людей. «Стуканчики» (как в шутку назвал легкие ДТП полковник милиции) оформляются отныне не только ГАИ, но и дорожно-патрульной службой.

Здесь главное — составить протокол, чтобы владельцы машин смогли получить страховку. Вообще, если раньше автомобилисты, попавшие в подобную ситуацию, стремились решить дело «полюбовно» и как можно быстрее скрыться, сейчас — все по-другому: машины в большинстве своем застрахованы, поэтому их владельцы, как правило, настаивают на вызове автоинспекторов. Именно поэтому за последний год количество регистрируемых легких ДТП выросло в разы. ГАИ даже пришлось внедрять новую практику: теперь отправка материалов в суд задерживается на три дня — именно в этот срок в инспекцию обращаются страховые агенты за справками о ДТП, а суд подобных справок не выдает. Александр Азацкий утверждает, что в большинстве ситуаций страховые компании полностью выполняют свои обязательства перед клиентами, выплачивают страховки быстро и в полном объеме.

Еще одна сенсация — внедрение в практику ГАИ новых, на этот раз космических технологий. По словам Александра Азацкого, отныне на Харьковщине внедрена новая система спутникового слежения за автомобилями. На машину ставится «маячок», отключить который ни одному угонщику не под силу. Если машина пропала — ее владелец может мгновенно связаться с оператором, тот — отследить местонахождение авто, направить туда группу задержания и заблокировать двигатель угнанной машины сигналом через спутник. Для журналистов была проведена демонстрация этот системы — «угнанная машина» была отслежена и остановлена за считанные секунды, а захват «преступника» оказался делом техники. Не обошлось без накладки — водитель, сыгравший роль угонщика, хотел было по окончании своей миссии отправиться восвояси, но не тут-то было: он забыл, что разблокировать двигатель оператор системы слежения может только по звонку заместителя начальника ГАИ.

Безуспешные попытки завести машину вызвали смех у специалистов и стали красноречивым доказательством эффективности системы. Правда, назвать ее дешевой нельзя — установка «маячка» стоит более тысячи долларов, а абонплата составляет 205 гривен в месяц. Первыми клиентами спутниковой системы стали сами ГАИшники: целый ряд авто этой службы уже оборудованы «маячками», но в основном сделано это не из-за боязни угона — так руководство получает информацию о местонахождении своих сотрудников. Во-первых, чтобы вовремя отправить милиционеров на место того или иного происшествия, во-вторых, чтобы контролировать их перемещение по городу.

Отныне сотрудников ГАИ можно будет узнать по новым жетонам, которые они будут носить на груди рядом с именной табличкой. Номерные жетоны нового образца только-только поступили в подразделения. А водителям Харьковщины в эти дни дали возможность получить права европейского образца — пластиковые карточки, соответствующие мировым стандартам и защищенные от подделки рекордным количеством степеней. Правда, в отличие от обычных бланков эти обойдутся недешево — в 180 гривен.

 Зато при пересечении любых границ проблем у их владельцев не возникнет. Александр Азацкий заверил, что новые права на территории Украины будут в ходу наравне со старыми, то есть их получение — дело сугубо добровольное и необходимое в основном для тех автолюбителей (или автопрофессионалов), которые собираются за границу.